ПРОГРАММА КУРСА
«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ
ИСТОЧНИКАМИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «В мире информации. Работаем с информационными
источниками» разработана для 1 – 4 класса в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной
школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с
уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее
значение приобретает внеурочная работа.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов
нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы
качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе,
способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению
информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения,
приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут
младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах
общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации
является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь
логических,
включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки
действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование
информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных
условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является
формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений,
навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В
мире информации. Работаем с информационными источниками» дополняет и
расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать
полученные знания на практике.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации.
Работаем с информационными источниками» является создание условий для
формирования информационных компетенций обучающихся и развития у
школьников информационной грамотности: способности решать учебные и
практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий,
работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов,
таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
• содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить
вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать
умозаключения;
• способствовать
формированию
информационно-коммуникационных
компетенций учащихся;
формировать
универсальные
учебные
действия
познавательного,
логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного
характера;
• создавать
необходимые
условия
для
проявления
творческой
индивидуальности каждого ученика;
• создавать условия для развития у детей познавтельных интересов, формировать
стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей
мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
•
Особенностями построения программы «В мире информации. Работаем с
информационными источниками» является то, что в неё включено большое количество
заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания.
Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и
формированию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации,
аналогии и обобщения.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование
познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений
работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать
материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения и
практическая направленность материала.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности
превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель
выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника,
консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и
прочных навыков работы с инфогра-фикой и несплошными текстами, но вместе с тем
программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих
способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация
деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных
ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
• в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметнопродуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать
и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и
принятию ответственности за их результаты;
• в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
• в познавательной - развитие символического, логического, творческого
мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
• в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение
навыками конструктивного поведения.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной
компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего
образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики
информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1. Работа с источниками информации:
• знание того, какие источники информации существуют;
• умение использовать различные источники информации;
умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но
и в реальной жизненной ситуации.
2. Обработка и представление результатов:
• умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
• умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
• умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать
полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и
аргументировать его;
• умение описать и представить результаты своей работы.
•
Принципы проведения занятий
1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Преемственность.
Каждый следующий этап базируется
сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
на
уже
Программа курса «В мире информации. Работаем с информационными
источниками» позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям:
«Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными
источниками.1 - 3 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под
редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
2. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с
информационными источниками. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета,
2016.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание
на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной
мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в
явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся
в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ
информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и
неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели.
Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из
одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для
решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и
различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение
достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и
практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение
информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение
значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации
из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и
несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие
диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по
образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное
построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в
другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью
выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации,
связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ
полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование
информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша,
объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат,
вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной
информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по
решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического
объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование
информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения
существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие
звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение
отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире
информации. Работаем с информационными источниками» выпускники начальной
школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы её поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения,
определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в
наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным
основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя
полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений; использовать
информацию для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире
информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые,
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать
выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному плану;
- уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие
приемы решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации.
Работаем с информационными источниками» четвероклассники:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе
чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих
возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в
устной или письменной форме;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для
решения практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в
наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять,
преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких
источников.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« В мире информации » 1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1.
Вот и осень пришла.
1
2.
В саду
1
3.
Мы играем
1
4.
В роще и в саду.
1
5.
Собираем урожай
1
6.
Про грибы
1
7.
Осень ,непогодушка.
1
Контрольные
работы
Практические
работы
8.
Знаки вокруг нас.
1
9.
На уроке.
1
10.
На перемене.
1
11.
Грамоте учиться-всегда пригодиться.
1
12.
Домашние питомцы
1
13.
Вот и зима пришла
1
14.
Первоклассники
1
15.
У природы нет плохой погоды.
1
16.
Знай минутам цену, а секундам счет.
1
17.
Скоро новый год.
1
18.
Зимние забавы.
1
19.
Зимняя сказка.
1
20.
Зимние виды спорта
1
21.
На катке
1
22.
На уроке математике
1
23.
Мы-туристы.
1
24.
В мире животных
1
Сказка ложь, да в ней намек.
1
25.
26.
На уроке математике
1
27.
Ну и Африка.
1
28.
На лугу.
1
29.
На даче.
1
30.
Знакомые незнакомцы.
1
31.
Одна умная голова ста голов стоит.
1
32.
Контрольная работа. В зоопарке.
1
33.
Приключения в цветочном городе.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« В мире информации » 2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1.
Идём в школу
1
2.
На уроке математики
1
3.
На уроке математики
1
4.
В гости к осени
1
5.
Разгадываем и составляем ребусы
1
6.
Разгадываем и составляем ребусы
1
7.
На уроке русского языка
1
Контрольные
работы
Практические
работы
8.
На уроке русского языка
1
9.
В библиотеке
1
10.
В библиотеке
1
11.
В библиотеке
1
12.
Мы читаем
1
13.
День народного единства
1
14.
Контрольная работа
1
15.
Работа над ошибками . На улице
1
16.
Скоро Новый год!
1
17.
Любимые мультфильмы
1
18.
Любимые мультфильмы
1
19.
В бассейне
1
20.
В бассейне
1
21.
В бассейне
1
22.
Широкая Масленица
1
23.
Логические таблицы
1
24.
Решаем логические задачи
1
В магазине
1
25.
26.
В аптеке
1
27.
Решаем логические задачи
1
28.
О чем расскажет упаковка
1
29.
О чем расскажет упаковка
1
30.
Что такое экология?
1
31.
Этикетки на одежде
1
32.
Пришкольная территория
1
33.
Проверь себя. Контрольная работа.
1
34.
Работа над ошибками. Информация
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« В мире информации » 3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1.
Информация
1
2.
На прогулке
1
3.
Расписание
1
4.
На пасеке
1
5.
На пасеке
1
6.
На огороде
1
7.
На огороде
1
Контрольные
работы
Практические
работы
8.
В лесу
1
9.
Эти удивительные насекомые
1
10.
Порхающие красавицы
1
11.
На почте
1
12.
Почтовые марки
1
13.
Аквариум и его обитатели
1
14.
Контрольная работа
1
15.
Работа над ошибками. Скоро Новый год!
1
16.
В книжном магазине
1
17.
Наши увлечения
1
18.
Поход в кино
1
19.
На спортивной площадке
1
20.
Наши пернатые
1
21.
ДРУЗЬЯ
1
22.
На ферме
1
23.
В цирке
1
24.
В детском парке отдыха
1
Необычная азбука
1
25.
26.
Необычная азбука
1
27.
На остановке и на транспорте
1
28.
Осторожно, ДТП!
1
29.
Интернет
1
30.
Берегите воду
1
31.
Экономьте электроэнергию
1
32.
Вторая жизнь бумаги
1
33.
Проверь себя . Контрольная работа
1
34.
Работа над ошибками. Едем в лагерь.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34