Рабочая программа учебного предмета «Черчение» для обучающихся 10 – 11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по предмету конкретизирует содержание образовательных
стандартов в данной образовательной области с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики экономического процесса по воспитанию
возрастных школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система
развития мышления, пространственных представлений и графической
грамотности учащихся.
Цель обучения предмету реализуется посредством решения следующих
задач:

− развитие образно-пространственного мышления;

− развитие творческих способностей учащихся;

− ознакомление учащихся с соблюдением требований чертежей,
установленными стандартами.
ЕСКД;

− обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций,
а также аксонометрических проекций;

− обучение школьников чтению и анализу форм изделий по чертежам,
эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

− обеспечивает учащимся знания о графических средствах информации
и основных способах проецирования;

− позволяет применять графические знания в новых условиях ;

− развитие конструкторских и технических навыков учащихся;

− обучение самостоятельному использованию учебных материалов;

− воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности.
Основная задача предмета «Черчение»:
 − сохранение пространственных представлений;
 − осуществляет приемов выполнения и чтения установленных стандартом
графических документов;
 − владеет знаниями о графических средствах информации;

− владение способами отображения и чтения графической информации в
различных видах практической деятельности человека;
 − выяснить связь с оборудованием; производством; подготовка учащихся
к конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну,
художественному конструированию; владение элементами прикладной
графики и др.
Для реализации этой задачи в содержание программы включен
следующий учебный план:
 − графические изображения (обзор), техника их выполнения и
оформления (обзор);
 − виды проецирования (углубленный обзор), способы построения
изображений на чертежах;
 − геометрическое построение, анализ графического состава изображений;
 − чертежи предметов в прямоугольных проекциях, их аксонометрические
проекции, технические чертежи, эскизы, чтение чертежей;
 − проекционные задачи с использованием некоторых графических
преобразований;
 − разрезы и разрезы;
 − чертежи сборочных единиц.
Для развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимулирование деятельности школьника, как эффективный
активный инструмент, способный преподавателем сделать процесс обучения
интересным, привлекательным, популярным в тех аспектах, которые могут
привлечь внимание ученика.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения черчения – 34
учебных часа (по 1 часу в неделю для одногодичного варианта обучения). 10
класс - 34 урока в год, 11 класс - 33 урока в год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их
оформления
Основные теоретические сведения. Углубление сведений о графических
изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике.
Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и
об общечеловеческом общении.
Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные
инструменты.
Применение компьютерных технологий для выполнения чертежей и
создания 3D-моделей.
Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов ЕСКД:
форматы, основная надпись, шрифты чертежные, линии чертежа, нанесение
размеров, масштабы.
Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической
документации; подготовка чертежных инструментов, организация рабочего
места; проведение различных линий; выполнение надписей чертежным
шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза «плоской» детали.
Способы построения изображений на чертежах
Основные теоретические сведения. Проецирование как средство
графического отображения формы предмета. Центральное и параллельное
проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур,
различно расположенных относительно плоскостей проекций. Получение
аксонометрических проекций.
Чертежи
в
системе
прямоугольных
проекций.
Прямоугольное
проецирование на одну, две и три плоскости проекций. Сравнительный
анализ проекционных изображений.
Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные виды,
необходимое количество видов на чертеже.
Аксонометрическая проекция. Технический рисунок.
Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей
предметов по их наглядным изображениям); указание направлений
проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно
выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение
чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей
(моделирование) деталей и предметов по чертежу.

Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов
Основные теоретические сведения. Проекции элементов фигур на чертежах:
изображения на чертеже вершин, ребер и граней предмета как носителей
графической информации.
Прямоугольные проекции и технические рисунки многогранников и тел
вращения. Выявление объема предмета на техническом рисунке. Развертки
поверхностей некоторых тел.
Проекции точек на поверхностях геометрических тел и предметов.
Анализ геометрической формы предмета.
Построение чертежей предметов на основе анализа их геометрической
формы. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета,
использование условных знаков.
Графическое отображение и чтение геометрической информации о
предмете. Анализ графического состава изображений.
Графические (геометрические) построения: деление отрезка, угла и
окружности на равные части; построение сопряжений.
Чтение чертежей и других графических изображений. Последовательность
чтения чертежей деталей на основе анализа формы и их пространственного
расположения.
Эскизы деталей, поочередно их выполнение.
Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек,
прямых и плоских фигур; построение чертежей, аксонометрических
проекций и технических рисунков основных геометрических тел; на точках
продвижения,
проходящих
по
поверхности
предмета;
анализ
геометрической формы предмета по чертежу; Выполнение технических
рисунков и эскизов деталей; Выполнение чертежа детали по ее описанию;
анализ содержания информации, представленной на графических
изображениях.
Деление отрезков и окружностей на равные части; построение сопряжений;
выполнение чертежей деталей с геометрическими конструкциями;
построение орнаментов и др.
Сравнение изображений; нахождение деталей на чертеже и на наглядном
изображении; анализ геометрической формы детали; устное чтение чертежа
по вопросам и по заданному плану.
Основы компьютерной графики
Основные сведения. Применение компьютерных технологий выполнения
графических работ. Возможно компьютерной графики. 2D- и 3D-технологии
проектирования . Система трехмерного моделирования КОМПАС-3D. Типы

документов в программе КОМПАС, их создание, сохранение. Управление
окнами документов. Управление документами в окне. Основы плоской
графики в системе КОМПАС. Создание чертежа, нанесение размеров.
Основы твердотельного моделирования.
Практические задания. Работа в системе КОМ-ПАС-3D. Создание и
сохранение документа. Управление оконными документами, создание
документов в окне. Создание чертежа, нанесение на него размеров.
Построение изображений деталей с помощью системы КОМПАС.
Построение твердотельных моделей. Построение эскизов деталей модели,
редактирование деталей. Построение 3D-моделей деталей.
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы
Основные сведения. Сечения. Назначение сечений. Получение сечений.
Размещение и изображение сечений на чертеже. Наглядное изображение
материалов в разрезах.
Разрезы. Назначение разрезов в качестве средства получения информации о
внутренней форме и деталях изделия и изделия. Название и обозначение
разрезов. Местные разрезы.
Соединение по чертежному виду и разрезу. Соединение части вида и части
разреза. Соединение половины вида и половины разреза.
Некоторые неожиданные случаи наложения разрезов: изображение тонких
стенок и спиц на разрезах.
Условности, упрощения и обозначения на чертежах деталей. Выбор
главного изображения. Неполные изображения. Дополнительные виды.
Текстовая и знаковая информация на чертежах.
Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с
использованием сечений; Выполнение эскизов и чертежей деталей с
применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы;
нанесение на чертежах проекций точек, расположен расположенных на
поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих
разрезы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов;
построение отсутствующих видов детали с применением необходимых
разрезов.
Чтение чертежей с условностями, упрощениями и другой графической
информацией о предмете.
Чертежи сборочных единиц
Основные теоретические сведения. Графическое отображение и чтение
технической информации о соединении деталей и сборочных единицах.

Виды соединений деталей. Изображение болтовых, шпилечных, винтовых и
других соединений.
Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Углубление сведений о
сборочных чертежах, назначении и содержании чертежей сборочных
единиц. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Практические задания. Изучение чертежей различных соединений деталей;
выполнение эскиза одного из резьбовых соединений деталей; чтение
чертежей, содержащих изображения сборочных единиц; выполнение
эскизов или чертежей деталей по заданному сборочному чертежу
(деталирование).
Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на наружной и внутренней
поверхностях; выполнение эскизов простейших деталей с изображением
резьбы, обозначение резьбы.
Строительные чертежи
Основные теоретические сведения. Назначение строительных чертежей.
Изображения на строительных чертежах: фасад, план, разрез. Масштабы
строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах. Условные
изображения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы,
лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое
оборудование. Порядок чтения строительных чертежей.
Практические задания. Изучение строительных чертежей. Чтение
строительных чертежей с условными изображениями. Чтение масштабов на
строительных чертежах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы Общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение в классах по
черчению направлено на достижение обучающихся личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
они должны усвоить в процессе освоения учебного предмета «Черчение»:
 − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 − готовность и способность к осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировок в мировых профессиях и профессиональных
предпочтениях;
 − сформированность целостности мировоззрения, соответствующая
общепринятому подходу развития науки и техники, наблюдающего
многообразие современного мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
1. Умение определения понятий, создание обобщения, сохранение
аналогий, классификация, выбор оснований и критериев для
классификации, сохранение причинно-следственных связей,
построение логического рассуждения, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогиям) и делать выводы.
Обучающийся легко:
 − предложить общий признак двух или нескольких предметов и
объяснить их сходство;
 − объединять предметы в группы по отдельности, сопоставлять,
классифицировать и обмениваться фактами;
 − построить рассуждение на основе эталонных предметов,
предложенных по этим общим признакам;

− излагать полученную информацию, интерпретируя ее как
решаемую задачу.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для
решения научных и познавательных задач.
Обучающийся легко:
 − создать абстрактный или реальный образ предмета;
 − построить модель на основе условий задачи;
 − создание данных моделей с выделением дополнительных
характеристик объекта;
 − перевести сложную структуру (многоаспектную) информацию из
графического представления в текстовое и обратно.
1. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой,
географией, ведением, изобразительным искусством. Черчение и
геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения
— плоские и пространственные объекты. Только эти предметы
развивают пространственное воображение. Современные
компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей
соединяют черчение с информатикой. География применяется
методом проецирования «Проекции с числовыми отметками»,
система использует координаты (долгота, широта) на поверхности,
применяет понятие «уклон» - все эти понятия разрабатываются в
черчениях и начертательной геометрии. Многие разделы дисциплины
«Технология» используют чертежи. Эффект искусства и черчения
имеют общий раздел — «Технический рисунок».
2. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования поисковых систем.
Обучающийся :
 − выяснить взаимодействие с электронными поисковыми
состояниями;
 − соотнести полученные результаты поиска со своей территорией.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся легко:
 − целенаправленно искать и использовать необходимые ресурсы,
необходимые для решения научных и практических задач средствами
ИКТ;
 −использование компьютерных технологий для решения
математических задач;


− создание ресурсов разного типа.
4. Приобретение опыта проектной деятельности.
В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие
универсальные технологические операции.
Регулятивные УУД:
 − Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
вырабатывать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
 − Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбранные наиболее эффективные
способы решения научных и познавательных задач.
 − Умение соотносить действия с приведенными результатами, изучать
контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять действия в предложенных условиях и требованиях,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющимся
состоянием.
 − Умение оценить правильность учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
 − Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
 − Умение определения понятий, создание обобщений, сохранение
аналогий, классификация, самостоятельно выбор оснований и
критериев классификации, сохранение причинно-следственных связей,
построение логического рассуждения, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогиям) и делать выводы.
 − Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
 − Смысловое чтение.
 − Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
 − Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
 − Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителями и сверстниками; работать индивидуально и в






группе: выходить на общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и рассмотрения интересов; сформулировать,
аргументировать и усилить свое мнение.
− Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
устройством общения для выражения своих чувств, мыслей и
настроений для планирования и регулирования своей деятельности;
усиление устной и письменной речию, монологической контекстной
речию.
− Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные предметные образовательные результаты, достигнутые в
процессе подготовки школьников в области черчения:
 − приобщение к графической культуре как обнаружение достижений в
области освоения графических способов передачи информации;
 − развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статичных,
движущих и пространственных представлений;
 − развитие визуально – пространственного мышления;
 − разумное использование чертежных инструментов;
 − освоение правил и приемов и выполнение чертежей электрического
назначения;
 − эволюционное мышление и управление элементарными умениями
преобразуют формы предметов, изменяют их положение и
расположение в пространстве;
 − приобретение опыта создания творческих работ с конструированием
элементов, в том числе элементов ИКТ;
 − применение графических знаний в новой ситуации при решении задач
с творческим изменением (в том числе с конструированием элементов);
 − сохраняет стойкий интерес к творческой деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

1

Техника выполнения чертежей и правила их
оформления

8

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций

5

3

Аксонометрические проекции. Технический
рисунок

4

4

Чтение и выполнение чертежей

11

5

Эскизы и технические рисунки

4

6

Компьютерные технологии

1

7

Обобщение знаний

1

1

34

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Практические
работы

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Повторение способов проецирования

1

2

Сечения и разрезы

11

3

Определение необходимого количества
изображений

4

4

Сборочные чертежи

12

5

Чтение строительных чертежей

3

6

Контрольная работа

1

7

Обзор разновидностей графических
изображений

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Учебный предмет «Черчение».
Значение черчения в практической
деятель-ности людей. Краткие
сведения об истории развития
чертежей и их место среди других
видов графических изображений.
Инструменты, при-надлежности,
материалы для выполнения чертежей.

1

2

Стандарты ЕСКД. Оформление
чертежа. Форматы рамка, основная
надпись чертежа.

1

3

Типы линий. Назначение линий
чертежа.

1

4

Графическая работа. «Линии чертежа».

1

5

Сведения о чертежном шрифте.
Прописные буквы

1

6

Чертежный шрифт. Строчные буквы,
цифры, знаки на чертежах.

1

7

Масштаб. Нанесение размеров на
чертежах.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

03.09.2025

1

10.09.2025

17.09.2025
1

24.09.2025
01.10.2025
08.10.2025

1

15.10.2025

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

8

Графическая работа. «Чертеж плоской
детали».

1

9

Проецирование.

1

10

Прямоугольное проецирование.
Проецирование на 2 плоскости
проекций.

1

11

Проецирование на 3 плоскости
проекций.

1

12

Практическая работа «Моделирование
по чертежу».

1

13

Расположение видов на чертеже.
Местные виды.

1

14

Получение и построение
аксонометрических проекций.

1

15

Аксонометрические проекции
плоскогранных предметов.

1

16

Аксонометрические проекции
предметов, имеющих круглые
поверхности

1

17

Технический рисунок.

1

18

Анализ геометрической формы
предмета.

1

19

Чертежи и аксонометрические
проекции геометрических тел, группы
геометрических тел.

1

20

Проекции вершин ребер и граней

1

1

22.10.2025
05.11.2025

12.11.2025

19.11.2025
1

26.11.2025
03.12.2025

1

10.12.2025
17.12.2025

24.12.2025
1

14.01.2026
21.01.2026

28.01.2026

предмета

04.02.2026

21

Нахождение проекций точек на
поверхности предмета.

1

22

Графическая работа «Чертежи и
аксонометрические проекции
предметов».

1

23

Порядок построения изображений на
чертежах. Построение третьего вида по
двум заданным.

1

24

Графическая работа «Построение
третьей проекции по двум заданным».

1

25

Геометрические построения
необходимые при выполнении
чертежей. Сопряжения.

1

26

Графическая работа «Чертежи деталей
с применением геометрических
построений».

1

1

27

Практическая работа «Чтение чертежа
детали».

1

1

28

Графическая работа «Выполнение
чертежа предмета в трех видах с
преобразованием его формы».

1

1

29

Эскизы деталей.

1

30

Графическая работа «Эскиз и
технический рисунок детали»

1

1

31

Графическая работа «Выполнение
чертежей деталей с включением

1

1

11.02.2026
1

18.02.2026

25.02.2026
1

04.03.2026

11.03.2026

18.03.2026

01.04.2026

08.04.2026

15.04.2026
22.04.2026
29.04.2026

элементов конструирования».
32

Графическая работа «Выполнение
комплексного чертежа детали».

1

33

Применение компьютерных
технологий в графике.

1

34

Обобщение знаний о способах
проецирования

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

06.05.2026
13.05.2026
20.05.2026

0

15

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Повторение способов проецирования

1

2

Общие сведения о сечениях и
разрезах

1

3

Назначение сечений

1

4

Правила выполнения сечений

1

5

Назначение разрезов.

1

6

Правила выполнения разрезов.

1

7

Соединение вида и разреза.

1

8

Тонкие стенки и спицы на разрезе.

1

9

Другие сведения о разрезах и
сечениях.

1

10

Эскиз детали с выполнением сечений

1

1

11

Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза

1

1

Дата
изучения

03.09.2025
10.09.2025
17.09.2025
1

24.09.2025
01.10.2025

1

08.10.2025
15.10.2025
22.10.2025
05.11.2025
12.11.2025
19.11.2025

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

12

Чертеж детали с применением
разреза

1

13

Выбор количества изображений и
главного изображения

1

14

Условности и упрощения на чертежах

1

15

Устное чтение чертежа

1

1

16

Эскиз детали с натуры

1

1

17

Общие сведения о соединениях
деталей

1

18

Изображения и обозначение резьбы

1

19

Чертежи болтовых и шпилечных
соединений

1

20

Чертежи шпоночных и штифтовых
соединений

1

21

Общие сведения о сборочных
чертежах изделий

1

22

Порядок чтения сборочных чертежей

1

23

Условности и упрощения на
сборочных чертежах

1

24

Понятие о деталировании

1

25

Чертеж болтового или шпилечного
соединения

1

1

26.11.2025
03.12.2025
10.12.2025
17.12.2025
24.12.2025
14.01.2026
21.01.2026
28.01.2026
04.02.2026
11.02.2026
18.02.2026
25.02.2026
04.03.2026

1

11.03.2026

26

Деталирование сборочного чертежа

1

1

27

Решение творческих задач с
элементами конструирования

1

1

28

Основные особенности строительных
чертежей. Условные изображения на
строительных чертежах.

1

29

Порядок чтения строительных
чертежей

1

30

Чтение строительных чертежей

1

31

Выполнение чертежей деталей по
чертежу сборочной единицы

1

32

Общие сведения о различных
графических изображениях

1

33

Обобщение сведений о выполнении
чертежей

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

18.03.2026
01.04.2026

08.04.2026

15.04.2026
1
1

22.04.2026
29.04.2026
06.05.2026
13.05.2026

1

11

Инструктивно-методическая литература:
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ
Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897)
3. Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»
4. А. Д.
Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский, В. И. Вышнепольский
«Методическое пособие по черчению к учебнику А. Д. Ботвинников, В. Н.
Виноградов, И. С. Вышнепольский «Черчение. 7-8 классы»
5. Требования к современному уроку. Методическое пособие. М. М. Поташник –
М.: Центр педагогического образования, 2008.
6. Методика преподавания черчения. И. А. Ройтман – М.: Гуманит – Владос, 2000г.
7. Карточки-задания по черчению для 8 класса., под ред. В. В. Степаковой – М.:
Просвещение, 2000.
Инструменты, материалы и принадлежности для черчения
1. Папка для черчения с листами формата А4
2. Готовальня школьная
3. Линейка, чертѐжные треугольники с углами 90×45×45 и 90×60×30 градусов,
трафареты для вычерчивания окружностей и овалов
4. Простые карандаши М, 2М, ТМ, В, 2В, НВ, ВН, мягкий ластик, инструмент для
оттачивания карандаша
5. Тетрадь в клетку формата А4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Телефон доверия 124