ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МАОУ СОШ № 175 (далее- школа), реализующий адаптированную
основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7) (далее - АООП ООО ЗПР (вариант7),
обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы основного общего образования, установленных
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(далее - ФГОС ООО).
Учебный план утвержден с учетом мнения Совета родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся школы, принят решениемПедагогического совета школы.
Учебный план является частью АООП ООО ЗПР (вариант7) (пункт 3.1, раздел 3).
Учебный план школы сформирован в соответствии со
следующими
нормативными
документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации “Об образовании в Российской
Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
от 31.05.2021 № 287;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования” от 22.03.2021 №115;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации " Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 24.11.2022 № 1025
(зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно- эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от
28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации “Об
утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания” от 28.01.2021 №2 (далее СанПиН 1.2.3685-21);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” от
21.09.2022 № 858;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственная аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего
общего образования” от 09.06.2016 № 699
Учебный план АООП ООО ЗПР (вариант 7):
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет
(регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и
учебным годам.
Учебный план АООП ООО ЗПР (вариант 7) обеспечивает выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и
предусматривает нормативный срок освоения АООП ООО ЗПР (вариант 7) 5 лет (5-9
классы).
Учебный год начинается 1 сентября 2025г, заканчивается 26 мая 2026г.
Учебный год условно делится на четверти, продолжительность которых
устанавливается годовым календарным учебным графиком школы.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.
Учебный план обеспечивает реализацию АООП ООО ЗПР (вариант 7) на русском языке
Для профилактики переутомления обучающихся, в годовом календарном учебном графике
предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул,
продолжительность которых составляет не менее 9 календарных дней.
Учебные занятия проводятся в первую смену пятидневной рабочей недели.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СП 2.4.3648-20.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
● для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков,
● для обучающихся 7 - 9 классов - не более 7 уроков.
Начало занятий в 08 часов 00 минут.
Продолжительность урока составляет 40 минут.
Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками
составляет от 10 до 20 минут.
Расписание уроков в школе составляется с учетом кривой умственной
работоспособности обучающихся в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением
режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся трудные и
более легкие уроки для восприятия, что снижает утомляемость обучающихся и их
перегрузку.
Для устранения перегрузки обучающихся во время урока в каждом классе проводятся
физкультурные паузы и гимнастика для глаз, предусмотренная СП 2.4.3648-20.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие (в астрономических часах):
● в 5 классах - 2 ч.,
● в 6-8 классах - до 2,5 ч.
● в 9 классах – 3,5 часа.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет не менее 20-30 минут.
Коррекционно - развивающие занятия проводятся как в первую половину, так и во
вторую половину дня с перерывом не менее 20-30 минут после последнего урока.
Таким образом, удается обеспечить достаточный отдых обучающихся, равномерно
распределить в течение дня все необходимые учебные нагрузки.
Формы промежуточной аттестации
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в школе проводятся в
соответствии с Положением “О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся”.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся являются
объектом внутренней системы оценки качества образования в школе и отражают динамику
достижения обучающимися планируемых результатов освоения, адаптированных основных
общеобразовательных программ основного общего образования.
Промежуточная аттестация проводиться по итогам каждой учебной четверти, учебного
года.
Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся осуществляется по
пятибалльной системе (минимальный балл - 2, максимальный балл - 5).
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
предусмотренному учебным планом.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в электронном журнале.
Отметка обучающемуся за четверть выставляется на основе результатов текущего
контроля (не менее трех отметок в четверти). В случае, если рекомендуемая отметка
составляет 2.5, 3.5, 4.5 обучающемуся выставляется отметка с учетом правил
математического округления (в пользу обучающегося).
Отметка обучающемуся за учебный год выставляется на основе результатов
промежуточной аттестации по итогам всех учебных четвертей с учетом применения
правила нахождения среднего арифметического: отметки по итогам учебных четвертей
складываются и делятся на количество учебных периодов. В случае, если результат расчета
составляет 2.5, 3.5, 4.5, обучающемуся выставляется отметка с учетом правил
математического округления (в пользу обучающегося).
Школа при реализации АООП ООО ЗПР (вариант7) выбирает:
-учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования.
-учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:
-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету,
входящему
в
обязательную
часть
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ;
-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по
каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
Учебный план может быть реализован с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики
и
нормативно-правовому
регулированию
в
сфере
образования (Статья 16 Федерального закона “Об образовании в Российской
Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Реализация учебного плана с использованием электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий может осуществляться с применением информационнокоммуникационной платформы “Сферум” и цифровой образовательной среды ФГИС
“Моя школа”.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
на уровне основного общего образования.
В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на
одного обучающегося.
Предметная область «Иностранные языки» предполагает изучение английского языка в
рамках предмета «Иностранный язык».
Предметная область “Математика” предполагает изучение учебного предмета
«Математика» в 5 и 6 классах; в 7-9 классах данная предметная область реализуется в
самостоятельных предметах «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, в 5-х
классах состоит из 2 предметных областей и двух учебных предметов.
Изучение учебного предмета «Труд(технология)» в 5-9 классах построено по
модульному принципу с учетом возможностей школы. Обязательный минимум
содержания учебного предмета предусматривает изучение следующих модулей:
«Индустриальные технологии» («Технология. Технический труд»); «Технологии
ведения дома» («Технология. Обслуживающий труд»).
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также по
физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление
классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемостигрупп.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализован
образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет
посещения обучающимися спортивных секций.
Внеурочная деятельность является обязательным компонентом учебного плана.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС ООО, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлена групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
коррекцию дефекта развития обучающихся с задержкой психического развития и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей, обучающихся с ОВЗ и в сумме, составляет 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых 4 часа предусматривается на реализацию
обязательных занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на
внеурочную деятельность по другим направлениям.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся с одним
обучающимся продолжительностью до 35 минут. Частота посещений индивидуальных
корреционно-развивающих занятий для каждого обучающегося определяется решением
школьного
психолого-медико-педагогического
консилиума
по
результатам
проведенной
психолого-педагогической,
логопедической,
дефектологической
диагностик. Групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися
проводятся в соответствии с расписанием занятий внеурочной деятельности.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе
освоения АООП ООО ЗПР (вариант 7) реализуется в урочное и внеурочное время и
осуществляется
специалистами
службы
психолого-медико-педагогического
сопровождения:
педагогами-психологами,
учителями–логопедами,
учителямидефектологами, медицинскими работниками. Учебный план сохраняет преемственность
изучаемых учебных предметов на каждом уровне общего образования.
При реализации АООП ООО ЗПР (вариант 7) созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в
полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.
Учебный план вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Учебный план АООП ООО с ЗПР (вариант 7)
5-9 классов МАОУ СОШ №175 на 2025-2026 учебный год
Предметные
области
Учебные
предметы/классы
5АБВГД
6АБВГД
7АБВГД
8АБВГД
9АБВГД
2025/2026
2026/2027
2027/2028
2028/2029
2029/2030
Русский язык
5
170
6
204
4
136
3
102
3
102
21
714
Литература
3
102
3
102
2
68
2
68
3
102
13
442
Иностранный язык
(английский,
французский)
Математика
3
102
3
102
3
102
3
102
3
102
15
510
5
170
5
170
Всего
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика
Общественно –
научные предметы
10
Алгебра
3
102
3
102
3
102
9
Геометрия
2
68
2
68
2
68
6
Вероятность и
статистика
Информатика
1
34
1
34
1
34
3
1
34
1
34
1
34
3
102
3
102
3
102
2
68
14
476
1
34
1
34
История
3
102
3
102
Обществознание
География
Естественно –
научные предметы
1
34
1
34
Физика
2
68
2
68
2
68
8
272
2
68
2
68
3
102
7
238
2
68
2
68
4
136
2
68
2
68
7
238
3
102
4
136
Химия
Искусство
Технология
952
Биология
1
34
1
34
1
34
Изобразительное
искусство
Музыка
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
Труд (технология)
2
68
2
68
2
68
1
34
1
34
8
272
1
34
1
34
2
68
Основы
Основы безопасности и
безопасности и
защиты Родины
защиты Родины
Физическая
Физическая культура
культура
ИТОГО, обязательная часть
2
68
2
68
2
68
2
68
2
66
10
340
27
918
28
952
30
1020
31
1054
32
1088
148
5032
2
68
2
68
2
68
2
68
1
34
9
306
29
986
30
1020
32
1088
33
1122
33
1122
157
5338
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
5
170
Психокоррекционные занятия
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
5
170
Логопедические занятия (индивидуальные и
групповые)
Другие направления внеурочной деятельности
2
68
2
68
2
68
2
68
2
68
10
340
6
204
6
204
6
204
6
204
6
204
30
1020
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность ( включая
коррекционно-развивающую область)
Дефектологические занятия