ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175
(МАОУ СОШ № 175)
620144, г. Екатеринбург, ул. Серова, 12 тел. 266-14-36/ 269-14-72 E-mail: soch175@eduekb.ru
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом
Директор МАОУ СОШ №175
МАОУ СОШ № 175
______________ Н.В.Маллаева
Протокол № 1 от 28.08.2024 г.
Приказ № 199 от 28.08.2024 г.
КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
МАОУ СОШ №175
1. Общие положения
1. Данный Кодекс этики и служебного поведения педагогических работников МАОУ СОШ
№175 (далее – Кодекс) – документ, разработанный с целью создания корпоративной
культуры в школе, улучшения имиджа школы, оптимизации взаимодействия с внешней
средой и внутри школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения
устойчивого развития в условиях современных перемен.
2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения,
благодаря которым укрепляется высокая репутация школы, поддерживается ее авторитет,
и продолжаются традиции предшествующих поколений учителей и учеников.
3. Кодекс определяет основные принципы совместной деятельности обучающихся, учителей
и других сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и
заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и
ответственности за функционирование школы.
4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.
5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных
педагогов, так и иных служб школы; изменения и дополнения утверждаются Советом
школы.
6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников
образовательного процесса (обучающихся, родителей (законных представителей),
педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на совещании учителей,
публикуется на сайте школы и вывешивается на специальном стенде для ознакомления
родителей (законных представителей) и учащихся. Вновь прибывшие обязательно
знакомятся с данным документом.
7. Нормами Кодекса руководствуются учителя и все сотрудники школы, работающие с
детьми.
8. Данный Кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:
o
регулируют отношения между учителями, обучающимися и их родителями (законными
представителями), а также другими работниками школы;
o
защищают их человеческую ценность и достоинство;
o
поддерживают качество профессиональной деятельности учителей и честь их профессии;
o
создают культуру школы, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
9. Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций
российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской
Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.
10. Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность,
справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность,
партнерство и солидарность.
Глава 2. Основные нормы.
1. Личность учителя
1.1. Профессиональная этика учителя требует призвания, преданности своей работе и
чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
1.2. Учитель требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию.
Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание
1.3. Для учителя необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием,
повышением квалификации и поиском новых оптимальных методов работы.
2. Ответственность
2.1. Учитель несет ответственность за качество и результаты доверенной ему
педагогической работы – образования подрастающего поколения.
2.2. Учитель несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и
духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.
2.3. Учитель несет ответственность за порученные ему администрацией функции и
доверенные ресурсы.
3. Авторитет, честь, репутация
3.1. Своим поведением учитель поддерживает и защищает исторически сложившуюся
профессиональную честь учителя.
3.2. Учитель передает молодому поколению национальные и общечеловеческие
культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен,
вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета
3.4. Авторитет учителя основывается на компетенции, справедливости, такте, умении
заботиться о своих учениках.
3.5. Учитель воспитывает на своем положительном примере.
3.6. Учитель имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им
образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с
учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
3.7. Учитель дорожит своей репутацией
Глава 3. Взаимоотношения с другими лицами.
1. Общение учителя с учениками.
1.1. Стиль общения учителя с учениками строится на взаимном уважении.
1.2. В первую очередь, учитель должен быть требователен к себе. Требовательность учителя
по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя
и основой его саморазвития. Учитель никогда не должен терять чувства меры и
самообладания
1.3. Учитель выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие
положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность,
ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать
другим.
1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников учитель стремится укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения.
1.5. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным
ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные
решения, учитель должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
1.6. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и
справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов
для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок
учащихся во время письменных работ и контрольных проверок.
1.7. Учитель постоянно заботится о культуре своей речи и общения.
1.8. Учитель соблюдает дискретность. Учителю запрещается сообщать другим лицам
доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
1.9. Учитель не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать
своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.
1.10. Учитель не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу,
в том числе и дополнительную. Если учитель занимается частной практикой, условия
вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены
договором. Занятия частной практикой в стенах школы без договора запрещены.
1.11. Учитель терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам
своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как
путем дискуссии.
1.12 Учитель не должен обсуждать с учениками других учителей, т.к. это может
отрицательно повлиять на имидж учителя.
2. Общение между сотрудниками школы.
2.1. Взаимоотношения между учителями основываются на принципах коллегиальности,
партнерства и уважения. Учитель защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих
коллег. Он не унижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.
2.2. Учителя избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если
же учителя не могут прийти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна
из сторон имеет право 3 направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную
ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о
ситуации руководителя или же нет.
2.3. Сотрудники школы при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие
моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать
жизнь школы за пределами школы, в том числе и в социальных сетях Интернет. Если это
будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками школы, а также
учениками, то Комиссия имеет право вызвать на педсовет «нарушителя» (учителя, ученика,
сотрудника, родителя (законного представителя)), уличенного в этом противоправном
действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности.
2.4. Учитель не вправе разглашать полученную информацию о деятельности других
работников школы, если это не противоречит действующему законодательству.
2.5. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и
местами даже реклама учителей о школе за пределами школы, а именно, выступая, на
научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер - классах, который
учитель вправе проводить, участвовать за пределами школы
2.6. Преследование учителя за критику запрещено. Критика, в первую очередь, должна
быть высказана с глазу на глаз, а не за глаза.
2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не
реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях
выявления преступной деятельности.
2.8. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть
обоснованной, конструктивной, тактичной.
2.9. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и
принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
2.10. Учителя не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет
известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению
прикрытых ошибок, проступков и т.д.
3. Взаимоотношения с администрацией.
3.1. Школа базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости,
демократичности и справедливости.
3.2.Администрация школы делает все возможное для полного раскрытия способностей и
умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.
3.3. В школе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении,
доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание
такой атмосферы несет руководитель школы и Комиссия по этике.
3.4. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических,
религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена
взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы учителей,
квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному
выражению всеми учителями своего мнения и защите своих убеждений.
3.5. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать учителей
за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения
администрации с каждым из учителей основываются на принципе равноправия.
3.6. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
учителя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.7. Оценки и решения директора школы должны быть беспристрастными и основываться
на фактах и реальных заслугах учителей.
3.8. Учителя имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение
для работы школы Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать
информацию, могущую повлиять на карьеру учителя и на качество его труда. Важные для
педагогического сообщества решения принимаются в школе на основе принципов
открытости и общего участия.
3.9. За директором школы остается окончательное право в принятии решения в разрешении
возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на
основании полученных доказательств) Совету школы и директору о принятии какого-либо
решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, а также директор, вне
зависимости от решения Совета школы и рекомендации Комиссии, имеет право наложить
вето.
3.10. Учителя школы уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию
и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением
этических норм. Если же иное не получается по каким -либо причинам, то конфликт
разбирается Комиссией по этике.
3.11. В случае выявления преступной деятельности учителя(учителей) и ответственных
сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики
директор школы должен принять решение единолично или при необходимости привлечь
Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к
нарушителям. Кодекса.
4. Отношения с родителями (законными представителями) обучающихся.
4.1. Консультация родителей (законных представителей) по проблемам воспитания детей
– важнейшая часть деятельности учителя.
4.2. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (законных
представителях) или мнение родителей (законных представителей) о детях. Передавать
такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего учителю
упомянутое мнение
4.3. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными
представителями) обучающихся; не имеют права побуждать родительские комитеты
организовывать для учителей угощения, поздравления и тому подобное.
4.4. Отношения учителей с родителями (законными представителями) не должны
оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
4.5. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка,
оказываемая их родителями (законными представителями) школе.
5. Взаимоотношения с обществом
5.1. Учитель является не только педагогом, воспитателем детей, но и общественным
просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
5.2. Учитель старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп
сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни учитель избегает распрей,
конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия,
знает способы их решения.
5.3. Учитель хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль,
избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы
приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.
6. Академическая свобода и свобода слова
6.1. Учитель имеет право пользоваться различными источниками информации.
6.2. При отборе и передаче информации обучающимся учитель соблюдает принципы
объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или
изменение ее авторства недопустимо.
6.3. Учитель может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и
создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны,
ответственны и пристойны.
6.4. Учитель имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое
мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере образования, а
также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не
могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.
6.5. Учитель не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.
7. Использование информационных ресурсов.
7.1. Учителя и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать
материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество школы
(помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое
оборудование, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
8. Личные интересы и самоотвод.
8.1. Учителя и администрация школы объективны и бескорыстны. Его служебные решения
не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи,
родственников и друзей.
8.2. Если учитель является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной
принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять
беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет
самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
8.3. Учитель не может представлять свою школу в судебном споре с другим учреждением,
предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу
его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в
том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить
администрации и лицам, рассматривающим данное дело.
9. Благотворительность и меценатство.
9.1. Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических,
юридических лиц.
9.2. Учитель является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской
Федерации. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее
дача.
9.3. Руководитель школы или педагог может принять от родителей учеников любую
бескорыстную помощь, предназначенную учреждению. О предоставлении такой помощи
необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица
благодарность.
10. Прием на работу и перевод на более высокую должность.
10.1. Руководитель школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу
нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.
11. Механизм работы Комиссии по этике.
11.1. Каждое методическое объединение имеет права предоставить одного кандидата для
избрания его Председателем Комиссии по этике.
11.2. Также существует возможность самовыдвижения.
11.3. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого
голосования в рамках проведения собрания педагогических работников.
11.4. Срок полномочия председателя один год, который может быть продлен на общем
собрании путем голосования.
11.5. Председатель после своего избрания на этом же собрании имеет право изъявить
желание и рекомендовать к себе в Комиссию четырех человек, но они также избираются
путем открытого голосования.
11.6. Члены Комиссии также избираются сроком на один год и могут быть переизбраны на
следующий срок путем открытого голосования.
11.7. Один раз в год Председатель Комиссии по этике предоставляет отчет о проделанной
работе директору школы
11.8. Комиссия по этике принимает заявления от учителей, сотрудников, обучающихся и их
родителей (законных представителей) только в письменной форме.
11.9. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты
только на территории учебного заведения, только в полном составе и в определенное время,
заранее оповестив заявителя и ответчика.
11.10. Председатель Комиссии подчиняется директору школы, но в своих действиях
независим, если это не противоречит Уставу школы, законодательству РФ.
11.11. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для
профилактической беседы учителя, сотрудника, обучающегося и его родителей (законных
представителей) не собирая для этого весь состав Комиссии.
11.12. Председатель имеет право обратиться за помощью к директору школы для
разрешения особо острых конфликтов.
11.13. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию,
поступающую к ним.
11.14. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.
11.15. Вызов Комиссией на «беседу» учителя, сотрудника, обучающегося и его родителей
(законных представителей) не игнорируется, в противном случае данный конфликт
перестает быть этическим и носит характер служебного проступка, он передается в ведение
администрации.
11.16. Комиссия также имеет право подать жалобу на имя директора школы. При
поступлении трех заявлений автоматически идет вызов к директору школы.
11.17. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя
директора школы. В данном случае Председатель Комиссии должен будет также в
письменной форме опровергнуть данное заявление - жалобу, либо его прокомментировать,
либо принять во внимание и исправиться.
11.18. Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных сведений.