РП ВД Введение в дебаты_10-11_2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 175

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Кафедрой истории,
на заседании пед.совета Директор МАОУ СОШ
технологии и искусства школы
№175
________________________ ________________________ ________________________
Зав. кафедрой
Зам.директора
Н.В.Маллаева
А.Д. Максимова
П.С.Пономарева Приказ №199 от «28»
Протокол №1 от «27»
Протокол №1 от «28»
августа 2024 г.
августа 2024 г.
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Введение в дебаты»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург, 2024

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в
дебаты» имеет социально-педагогическую направленность с общекультурным уровнем
освоения.
−
−
−
−
−

Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Обобразовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».

Содержание программы ориентировано на общечеловеческие культурные ценности
и нацелено на развитие любознательности как основы познавательной активности
учащихся и их коммуникативной активности, что определяет педагогическую
целесообразность данной программы. В соответствии с новыми стандартами образования
главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять,
развивать их и в урочное, и во внеурочное время.
Программа «Введение в дебаты» является авторской и нацелена на обучение детей
основным дебатным форматам, по которым проводятся соревнования и форумы для
школьников в Екатеринбурге, России и за рубежом. Всего существует более 40 форматов и
разновидностей дебатных практик, но в данной программе планируется обучение
всемирному школьному формату, формату Карла Поппера и британскому формату
парламентских дебатов, а также формату с ограниченным временем на подготовку
(импровизированная тема).
Программа «Введение в дебаты» может быть рассмотрена как часть системы работы
с одаренными детьми и включает в себя несколько направлений:
• интеллектуальное развитие детей;
• развитие элементов парламентской культуры;
• адаптация подростков в современном обществе, требующем умения
принимать, защищать свои решения;
• сотрудничество взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в период
изменения ценностей в обществе, появляются новые социальные отношения, формируются
новые условия жизни. Данные изменения в жизни предъявляют определенные требования
для современной молодежи. Необходимо формирование нового поколения молодых людей,
социально зрелых понимающих демократические ценности, способных критически
мыслить и активно жить. Данная программа способствует формированию социальноактивной личности; тренирует учащихся в умении осознано и активно участвовать в
общественной жизни, вырабатывать свою точку зрения и отстаивать ее. Она развивает
терпимость и уважение к различным взглядам, способствует формированию важнейшего
качества для современной личности – толерантности, играет
2

не последнюю роль в развитии коммуникативных способностей. Программа развивает в
молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере
деятельности.
Новизна программы – сочетание теоретической и практической базы стандартного
курса обучения различным технологиям дебатов с тренингами командообразования, а также
наличие возможности участия в соревнованиях и дебатных форумах различного уровня.
Особенности программы состоят, прежде всего, в ее комплексности, которая дает
возможность учащимся не только теоретически освоить основы грамотной дискуссии, но
и применять их как в учебной деятельности, так и в общественной жизни.
Адресат программы.
Данная программа составлена для учащихся 16-18 лет общеобразовательной школы,
занимающихся в системе дополнительного образования. Ее основным направлением
является комплексный подход к получению обучающимися знаний, навыков и умений (в
процессе занятий в объединении) на базе теоретического материала.
Объем и срок реализации программы.
Количество лет, необходимых для освоения программы - 1 год.
Общее количество учебных часов – 144 часа.
Цель программы: развитие и воспитание нравственной, толерантной, социально
зрелой личности, раскрывающей свои возможности на основе умений и навыков вести
дебаты, доказывать и отстаивать различные убеждения и идеи; в стремлении сформировать
представления о стиле жизни социально активного человека.

−
−
−
−
−
−
•
•
•

Задачи программы:
Образовательные:
обучить технологиям игр «Дебаты»;
ознакомить с основными формами и законами правильного мышления;
научить методам формулирования, доказательства и презентации собственной позиции.
Развивающие:
развить парламентскую культуру с помощью навыков искусств спора, ведения дискуссий,
дебатов;
развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и
убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам, публично
выступать;
развить и воспитать культуру общения и речи подростков.
Воспитательные:
воспитать высокую информационную культуру;
адаптировать подростков в современном обществе, требующем умение принимать,
защищать свои решения;
совершенствовать навыки цивилизованной дискуссии, поддерживать их на высоком
уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на обучение учащихся от 16 до 18 лет. Набор детей
осуществляется по желанию без учета предварительной подготовки.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий: 1 год – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
Наполняемость учебной группы: 1 год — 15 человек.
Условия набора учащихся: в группу первого года обучения принимаются все
3

желающие заниматься в данном объединении на основании письменного заявления
родителей и наличия справки об отсутствии медицинских противопоказаний.
Набор детей в группы 1 года обучения проводится в августе. Комплектование групп
1 года обучения проводится до 10 сентября. Возможен прием в течение учебного года. В
программе возможно введение системы дублерства, т.е. каждого участника команды может
заменить дублер из второго состава. Каждый ребенок сможет осознать свою значимость в
коллективе и будет иметь возможность творческого самовыражения.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, но предусматривает возможность
продолжения обучения технологии дебатов на продвинутом уровне по другим программам
при желании учащихся. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия
по риторике, логике, ознакомит учащихся с различными технологиями игры «Дебаты», даст
возможность попробовать свои силы в игровой деятельности дебатов на локальном уровне
и на соревнованиях, форумах дебатов городского, всероссийского и международного
уровней.
Материально-техническое оснащение занятий.
Для занятий необходимо отдельное помещение. Занятия проходят в кабинете,
который полностью оснащен необходимой мебелью, доской. Условия для занятий
соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером с
доступом в сеть Интернет, проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать
для занятий видеофильмы, презентации.
Дидактические материалы.
В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по
теме видеофильмы, презентации, тексты статей по экономике и бизнесу.
Форма организации деятельности учащихся:
В процессе занятий используются различные формы проведения занятий:
тренировочные игры; проведение мастерских; изучение различных аспектов и технологий
дебатов; «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками
информации: книгами, журналами, газетами, источниками Интернет; практику в области
риторики, импровизационной речи, логики.
Для текущего контроля образовательного процесса используется самооценка и
анализ основных частей бизнес-плана по мере их создания и оформления.
Способы фиксации результата: отзывы и анкеты учащихся; грамоты, дипломы.
К формам подведения итогов относятся публичные презентации бизнес-планов,
награждение победителей соревнований.
Итогами реализации данной программы является участие в соревнованиях и
форумах игр «Дебаты».
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ педагогом и выполнение работы по образцу и др.);
• практический (тренинги, мастерские, деловые игры, кейсы и т.д.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
4

поставленной задачи совместно с педагогом;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Кадровое обеспечение: уровень образования педагога, необходимый для реализации
программы, должен иметь подтверждение в виде сертификатов и дипломов участия в
форумах и соревнованиях по дебатам и краткосрочных курсов повышения квалификации
по организации клубов дебатов.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
учащиеся научатся:
− использовать методы искусства спора, ведения дискуссий, дебатов;
− применять различные технологии проведения игр «Дебаты»;
− применять методы формулирования, доказательства и презентации собственной
позиции.
Метапредметные:
Интеллектуальные:
учащиеся научатся:
− выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
− адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения.
− определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им
действий с учётом конечного результата;
− осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по
способу действия;
− пользоваться методами научного познания: проводить наблюдения, планировать,
прогнозировать и выполнять задания.
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
− работать в команде, находить способы эффективного взаимодействия со
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
− организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;
− работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
− координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
− аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учебно-организационные:
учащиеся научатся:
− работать с информацией: поиск, запись, восприятие;
− применять правила и пользоваться правилами и освоенными закономерностями;
− понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
5

соответствии с предложенным алгоритмом;
− формулировать полно и точно свои мысли в соответствии с задачей и способами
коммуникации.
Личностные:
учащиеся научатся:
− концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения,
терпимо и уважительно относиться к различным взглядам, публично выступать;
− использовать культуру общения и речи на высоком уровне.
− совершенствовать навык цивилизованной дискуссии, ее поддержания на высоком
уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.
•
•
•
•
•
•
•
•

№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.
13.

14.
15.

Способы проверки результативности
Участие в фестивалях и конкурсах.
Педагогическое наблюдение.
Собеседование.
Самооценка.
Отзывы детей и родителей.
Коллективное обсуждение работы.
Анкетирование.
Тестирование.

Наименование тем

Учебный план
1 год обучения
Количество часов

Комплектование групп. Вводное
занятие.
Что такое дебаты?
Построение кейса
Позиции в игре
Информационные запросы
Судейство в дебатах
Ораторское искусство
Импровизированные темы дебатов
Тренировочная игра по
всемирному школьному формату
дебатов
Тренировочная игра по формату
Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному формату
дебатов
Тренировочная игра по формату
Карла Поппера
Тренировочная игра по

Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

4

4

-

фронтальный

4
4
4
4
4
4
4
4

2
2
2
2
2
2
2
1

2
2
2
2
2
2
2
3

фронтальный
фронтальный
фронтальный
фронтальный
фронтальный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

комбинированный

фронтальный
комбинированный

6

№
п/
п

16.
17.

18.
19.

20.
21.

22.
23.

24.
25.

26.
27.

28.
29.

30.
31.

32.
33.

Наименование тем
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному формату
дебатов
Тренировочная игра по формату
Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному формату
дебатов
Тренировочная игра по формату
Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному формату
дебатов
Тренировочная игра по формату
Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному формату
дебатов
Тренировочная игра по формату
Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному формату
дебатов

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

7

№
п/
Наименование тем
п
34. Тренировочная игра по формату
Карла Поппера
35. Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
36.
Итоговые занятия
Итого:

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
контроля

4

1

3

комбинированный

4

1

3

комбинированный

4
144

1
46

3
98

фронтальный

Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 год

11.09

Дата
окончания
обучения по
программе
25.05

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

36

144

2 раза в
неделю по 2
часа

8

Рабочая программа
«Введение в дебаты»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 16-18 лет

−
−
−
−
−
−
•
•
•

Задачи программы:
Образовательные:
обучить технологиям игр «Дебаты»;
ознакомить с основными формами и законами правильного мышления;
научить методам формулирования, доказательства и презентации собственной позиции.
Развивающие:
развить парламентскую культуру с помощью навыков искусств спора, ведения дискуссий,
дебатов;
развить способности концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и
убеждения, терпимо и уважительно относиться к различным взглядам, публично
выступать;
развить и воспитать культуру общения и речи подростков.
Воспитательные:
воспитать высокую информационную культуру;
адаптировать подростков в современном обществе, требующем умение принимать,
защищать свои решения;
совершенствовать навыки цивилизованной дискуссии, поддерживать их на высоком
уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Учащиеся будут знать:
− различные технологии проведения игр «Дебаты» такие как всемирный школьный
формат, формат Карла Поппера и британский формат парламентских дебатов, а
также формат с ограниченным временем на подготовку (импровизированная тема);
− основные формы и законы правильного мышления и аргументирования;
− методы формулирования, доказательства и презентации собственной позиции.
Учащиеся будут уметь:
− использовать методы искусства спора, ведения дискуссий, дебатов;
− концентрироваться на сути проблемы; отстаивать различные идеи и убеждения,
терпимо и уважительно относиться к различным взглядам, публично выступать;
− использовать культуру общения и речи на высоком уровне.
У учащихся будет:
• воспитана высокая информационная культура, эффективная практика работы с
различными источниками информации;
• адаптирована позиция подростков в современном обществе, требующем умение
принимать, защищать свои решения;
• совершенствоваться навык цивилизованной дискуссии, ее поддержания на высоком
уровне, на протяжении всех лет обучения в школе.
В ходе реализации данной программы учащиеся овладеют следующими умениями и
навыками:
• использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;
• использовать критическое мышление для построения аргументации;
• видеть абстрактные явления между абстрактными идеями и событиями реального
мира;
9

•
•
•
•
•
•
•
•
•

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

13.
14.

15.
16.

17.
18.

организовывать наработанный материал;
правильно строить речь;
вести записи;
опровергать аргумент оппонента; приводить поддержку и доказательства к
выдвинутому аргументу;
умение определить и вычленить проблему;
умение делать выводы и заключения;
умение эффективно решать проблемы;
умение оценивать доказательства;
умение работать в команде.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения 144 часа
1 группа
Дата
Дата
Колпроведения проведения
во
Тема занятия
занятия (по занятия (по
часов
плану)
факту)
Комплектование групп.
2
Комплектование групп. Вводное
2
занятие.
Что такое дебаты?
2
Построение кейса
2
Позиции в игре
2
Информационные запросы
2
Судейство в дебатах
2
Ораторское искусство
2
Импровизированные темы
2
дебатов
Тренировочная игра по
2
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
2
формату Карла Поппера
2
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
2
импровизированную тему
2
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
2
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
2
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
2
импровизированную тему
Тренировочная игра по
2
всемирному школьному

Формы
контроля
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
10

№
п/п

19.
20.

21.
22.

23.
24.

25.
26.

27.
28.

29.
30.

31.
32.

33.
34.

35.
36.

37.

Тема занятия
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по

Колво
часов

Дата
Дата
проведения проведения
занятия (по занятия (по
плану)
факту)

Формы
контроля

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение
11

№
п/п

38.
39.

40.
41.

42.

43.
44.

45.
46.

47.

48.
49.

50.
51.

52.

53.
54.

55.

Тема занятия
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по

Колво
часов

Дата
Дата
проведения проведения
занятия (по занятия (по
плану)
факту)

Формы
контроля

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение
12

№
п/п

56.

57.

58.
59.

60.
61.

62.

63.
64.

65.
66.

67.

68.
69.

70.

71.

72.

Тема занятия
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
формату Карла Поппера
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Тренировочная игра по
всемирному школьному
формату дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра по
британскому формату
парламентских дебатов
Тренировочная игра на
импровизированную тему
Итого:

Колво
часов

Дата
Дата
проведения проведения
занятия (по занятия (по
плану)
факту)

Формы
контроля

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наблюдение

2

Анкетирование

144
13

Содержание программы
1. Комплектование групп. Вводное занятие.
Теория: Техника безопасности. Структура программы кружка, цели и задачи курса.
2.
Что такое дебаты?
Теория: Кто может участвовать в дебатах? Дебаты как великая традиция. Три принципа
дебатирования. Этика защиты противоположных точек зрения. Техники дебатов.
Классические дебаты. Международный школьный формат дебатов. Дебаты по формату
Карла Поппера. Британский формат парламентских дебатов. Формулировка темы.
Практика: Практический тренинг «Мозговой штурм». Просмотр и обсуждение
показательных дебатов.
3.
Построение кейса
Теория: 1. Интерпретация темы. «Белка» и как ее определять. Структура кейса. Критерий кейса.
Ценностный и политический кейс. Структура построения аргументов и контраргументов. Поиск
информации и источников. Правила цитирования.
Практика: Тренинг построения аргументов.
4.
Позиции в игре
Теория: Построение утверждающего кейса. Образец утверждающего кейса. Стратегии
отрицания. Отрицание утверждающего кейса. Опровержение опровержения: различие между
опровержением и выдвижением контраргументов. Построение отрицающего кейса. Образец
отрицающего кейса.
Практика: Тренировочная игра.
5.
Информационные запросы
Теория: Методы формулирования эффективных вопросов. Стратегии для респондентов.
Поведение респондента и интервьюера. Методики «кувырка» и «разворота».
Практика: Тренинг перекрестных вопросов.
6.
Судейство в дебатах
Теория: Судейство в дебатах. Качества хорошего судьи. Обязанности судьи. Составление
бюллетеня. Образец судейского протокола. Поведение судьи на турнире. Вопросы
дебатирующих и судья.
Практика: Тренировочная игра.
7.
Ораторское искусство
Теория: Структура публичного выступления. Импринтинг (формирование первого
впечатления). Приемы выступления на публике: вовлечение, захват и удержание внимания.
Владение психологическим состоянием. Свобода речи и самовыражение.
Практика: Разработка и исполнение выступления. Составление плана выступления.
8.
Импровизированные темы дебатов
Теория: Особенности импровизированных тем на форумах и соревнованиях по дебатам.
Практика: Тренинг экспресс-подготовки кейса на импровизированную тему.
9.
Тренировочная игра по всемирному школьному формату дебатов
Теория: Повторение правил и стратегий игр по всемирному школьному формату дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
10.
Тренировочная игра по формату Карла Поппера
Теория: Повторение правил и стратегий игр по формату Карла Поппера.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
11.
Тренировочная игра по британскому формату парламентских дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по британскому формату парламентских
дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
12.
Тренировочная игра на импровизированную тему
Теория: Особенности стратегий при формировании кейса на импровизированные темы на
форумах и соревнованиях по дебатам.
14

Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
13.
Тренировочная игра по всемирному школьному формату дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по всемирному школьному формату дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
14.
Тренировочная игра по формату Карла Поппера
Теория: Особенности правил и стратегий игр по формату Карла Поппера.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
15.
Тренировочная игра по британскому формату парламентских дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по британскому формату парламентских
дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
16.
Тренировочная игра на импровизированную тему
Теория: Особенности стратегий при формировании кейса на импровизированные темы на
форумах и соревнованиях по дебатам.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
17.
Тренировочная игра по всемирному школьному формату дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по всемирному школьному формату дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
18.
Тренировочная игра по формату Карла Поппера
Теория: Особенности правил и стратегий игр по формату Карла Поппера.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
19.
Тренировочная игра по британскому формату парламентских дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по британскому формату парламентских
дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
20.
Тренировочная игра на импровизированную тему
Теория: Особенности стратегий при формировании кейса на импровизированные темы на
форумах и соревнованиях по дебатам.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
21.
Тренировочная игра по всемирному школьному формату дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по всемирному школьному формату дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
22.
Тренировочная игра по формату Карла Поппера
Теория: Особенности правил и стратегий игр по формату Карла Поппера.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
23.
Тренировочная игра по британскому формату парламентских дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по британскому формату парламентских
дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
24.
Тренировочная игра на импровизированную тему
Теория: Особенности стратегий при формировании кейса на импровизированные темы на
форумах и соревнованиях по дебатам.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
25.
Тренировочная игра по всемирному школьному формату дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по всемирному школьному формату дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
26.
Тренировочная игра по формату Карла Поппера
Теория: Особенности правил и стратегий игр по формату Карла Поппера.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
27.
Тренировочная игра по британскому формату парламентских дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по британскому формату парламентских
дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
15

28.
Тренировочная игра на импровизированную тему
Теория: Особенности стратегий при формировании кейса на импровизированные темы на
форумах и соревнованиях по дебатам.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
29.
Тренировочная игра по всемирному школьному формату дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по всемирному школьному формату дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
30.
Тренировочная игра по формату Карла Поппера
Теория: Особенности правил и стратегий игр по формату Карла Поппера.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
31.
Тренировочная игра по британскому формату парламентских дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по британскому формату парламентских
дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
32.
Тренировочная игра на импровизированную тему
Теория: Особенности стратегий при формировании кейса на импровизированные темы на
форумах и соревнованиях по дебатам.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
33.
Тренировочная игра по всемирному школьному формату дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по всемирному школьному формату дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
34.
Тренировочная игра по формату Карла Поппера
Теория: Особенности правил и стратегий игр по формату Карла Поппера.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
35.
Тренировочная игра по британскому формату парламентских дебатов
Теория: Особенности правил и стратегий игр по британскому формату парламентских
дебатов.
Практика: Тренировочная игра, разбор ошибок.
36.
Итоговые занятия
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Саморефлексия. Анкетирование. Обсуждение итогов обучения.
Оценочные и методические материалы.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы
реализуются в теснейшей взаимосвязи. При реализации данной программы педагогом
используются самые разнообразные формы занятий по каждой теме, применяются
различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые,
исследовательские.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
• Словесные методы: устное изложение, беседа и анализ информации;
• Наглядные методы: показ презентаций, работа по образцу, показ видеоматериалов и
иллюстраций;
• Практические методы: тренинги, тренировочные игры в дебаты.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске и сборе информации,
решение поставленной задачи совместно с педагогом; поиск идей и решений;
16

• исследовательский – самостоятельная работа учащихся; научная обработка, анализ
и систематизация материалов; создание собственных бизнес-планов.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы проведения занятий:
•
Лекционно-семинарские занятия;
•
Консультации;
•
Показ иллюстраций и презентаций;
•
Занятие-тренинг.
Приемы:
• Игры.
• Упражнения.
• Решение проблемных ситуаций.
• Диалог.
• Беседа.
• Анализ текста, музыкального произведения.
• Показательные игры.
Формы подведения итогов:
• Опрос.
• Контрольные занятия-игры.
• Открытое занятие для родителей.
• Коллективная рефлексия.
• Самоанализ.
Способы фиксации результатов - в ходе обучения учащиеся будут представлять групповые
и индивидуальные презентации промежуточных результатов работы после каждого
изучаемого раздела.
Методическое обеспечение программы:
1.
Основой методического обеспечения программы являются принципы и
рекомендации Международной образовательной ассоциации дебатов IDEA: см.
http://ru.idebate.org/
2.
Примеры тем для тренировочных игр: см. постоянно обновляющуюся дебатобазу
IDEA: http://ru.idebate.org/debatabase.
3.
Компьютерные программы – MS Office 2010, браузеры Internet (компьютерные
классы школы).
Педагогическая диагностика
Анализ
освоения
дополнительных
общеобразовательных
программ
и
результативности образовательной деятельности осуществляется всеми педагогами
дополнительного образования ОДОД по общей схеме педагогической диагностики
образовательных результатов, которая наполнена конкретным содержанием в соответствии
с особенностями конкретной программы.
По программе «Введение в дебаты» проводится:
Входной контроль, который проводится в виде опроса для определения степени
подготовленности, степени самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям.
Текущий контроль образовательного процесса - самооценка и наблюдение за
работой учащихся. Текущий контроль позволяет определить степень усвоения
17

учащимися учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям, повышает
ответственность и заинтересованность в обучении. Выявление отстающих и опережающих
обучение учеников позволяет своевременно подобрать наиболее эффективные методы и
средства обучения.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение и
получение сведений для совершенствования программы объединения и методов обучения.
Способы фиксации результата: участие в соревнованиях и форумах игр «Дебаты».
К формам подведения итогов относятся соревнования и форумы игр «Дебаты»,
награждение победителей конкурсов.
Объектами контроля являются:
− знания, умения, навыки по программе;
− уровень и качество реализуемых исследовательских проектов;
− степень самостоятельности учащихся.
Контроль результативности образовательной деятельности
Способом проверки является система педагогической диагностики результатов
обучения, развития и воспитания, которые отслеживаются педагогом с помощью методик
педагогической диагностики (наблюдение, опрос, анализ, самоанализ, игры, тренинги,
конкурсы). Результаты контроля являются основанием для корректировки программы и
поощрения учащихся.

18

Карта умений и навыков учащихся объединения «Введение в дебаты»
МАОУ СОШ № 175 Ленинского района г. Екатеринбург
1 группа 1 год реализации программы
Педагог дополнительного образования
№
п/п

Фамилия,
имя
учащегося

Представление Элементарные Знание
о работе
приемы
различных
компьютеров
работы на
технологий
и способах его
компьютере проведения игр
применения
«Дебаты»

Умения
анализировать
информацию

Умение
работать
в группе

Культура
общения,
ведения
диалога,
дискуссии

Умение
представлять
собственную
позицию

Итого – в
%
+ * –

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Условные обозначения: «+» умеет и делает хорошо; «*» делает недостаточно хорошо; «–« не умеет делать.
19

Карта учета результатов освоения образовательной программы
Объединение «Введение в дебаты»
1 группа 1 год реализации программы
Педагог дополнительного образования

№
п/п

Фамилия, имя учащегося

Теоретическая
подготовка
I

полугодие
II

Практическая
подготовка
I

полугодие
II

Учебноинтеллектуальные
умения
полугодие
I
II

Учебнокоммуникативные
умения
полугодие
I
II

Учебноорганизационные
умения
полугодие
I
II

% освоения

I

полугодие
II

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Максимальный балл от 6 до 10
Минимальный балл 1
Средний балл от 2 до 5
20

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Предметные
достижения
ребёнка

итого,
%

Организационноволевые качества

Ориентационные
качества

Поведенческие
качества

итого,
%

Учебноинтеллектуальные

Учебнокоммуникативные
качества

Учебноорганизационные
умения и навыки

Фамилия, имя учащегося

РЕЗУЛЬТАТЫ развития
универсальных способов
деятельности (метапредметные)

Практическая
подготовка

№ п/п

РЕЗУЛЬТАТЫ личностного
развития детей в процессе
освоения программы

Теоретическая
подготовка

РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ДООП
(предметные знания, умения,
навыки)

20_/20_учебного года

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

итого,
%

2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
21

Способ проверки результатов по дополнительной образовательной программе
Параметры

Учебный
период

Критерии

Обучающие
Теоретические знания

Декабрь
Май

Знание
различных
технологий
проведения игр «Дебаты»; знание
методов
формулирования,
доказательства
и
презентации
собственной позиции.

Практические умения и
навыки

Декабрь
май

Умение использовать различные
средства массовой информации и
анализировать информацию; умение
использовать критическое мышление
для
построения
аргументации;
умение видеть абстрактные явления
между абстрактными идеями и
событиями реального мира; умение
организовывать
наработанный
материал; умение правильно строить
речь; умение опровергать аргумент
оппонента; приводить поддержку и
доказательства
к
выдвинутому
аргументу; умение определить и
вычленить проблему; умение делать
выводы и заключения; умение
эффективно
решать
проблемы;
умение оценивать доказательства;

Степень выраженности
показателей оцениваемого
качества
Высший уровень – усвоение
программного материала на
2/3 и выше;
Средний уровень - усвоение
программного материала на
1/2;
Низкий уровень - усвоение
программного материала на ½
и ниже.
Высший уровень – усвоение
программного материала на
2/3 и выше;
Средний уровень - усвоение
программного материала на
1/2;
Низкий уровень - усвоение
программного материала на ½
и ниже.

Методики
Наблюдение

Наблюдение
Творческая работа

22

Параметры

Учебный
период

Развивающие
1. Интерес

Декабрь
май

2. Интеллектуальные и
творческие способности

Декабрь
Май

Воспитательные
Организация
учебной
деятельности

Декабрь
Май

Критерии

Степень выраженности
показателей оцениваемого
качества

умение работать в команде.
Осознанное участие ребенка в Низкий
уровень
–
освоении
образовательной продиктована
учащемуся
программы
извне;
Средний
уровень
–
периодически поддерживается
самим учащимся;
Высокий
уровень
систематически
поддерживается
самим
учащимся
Умение
адекватно
оценивать Низкий уровень – без педагога
правильность
или
ошибочность неспособен
привнести
в
выполнения учебной задачи, её процесс
новое,
создать,
объективную
трудность
и самостоятельный
продукт.
собственные
возможности
её Косность мышления.
решения. Умение выбирать способы Средний уровень – с помощью
деятельности в соответствии с педагога находит новые пути
поставленной задачей и условиями её решения поставленных задач.
реализации.
Высокий
уровень
–
самостоятельно, неординарно
решает задачи, способен сам
найти свой путь решения.
Воля, настойчивость,
Низкий уровень – развиты
ответственность за выполнение
волевые черты характера,
заданий.
испытывает
трудности
в
организации
учебной
деятельности.
Средний уровень – иногда

Методики
Наблюдение

Самостоятельное
задание

Наблюдение

23

Параметры

Учебный
период

Критерии

Степень выраженности
показателей оцениваемого
качества
затрудняется в завершении
начатого дела.
Высокий уровень – волевой,
настойчивый, ответственный,
способен организовать и
завершить процесс работы на
занятии.

Методики

24

Список литературы:
Для педагога:
1. Джонсон, Стивен Л. Как побеждать в дебатах: пособие по Британскому
(Всемирному) формату парламентских дебатов/ Стивен Л. Джонсон;[Перевод сангл.
К. Шиманской, под научн. ред. С. Наумова]. Нью-Йорк, Лондон, Амстердам: IDEA,
2012. 240c. http://ru.idebate.org/sites/live/files/Winning_debates_RU_1-2013.pdf.
2. Материалы для тренеров и судей. [Электрон. ресурс] / Международная
образовательная
ассоциация
дебатов
IDEA.
http://ru.idebate.org/trainingru/materialy_dlia_trenerov.
3. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. Учебное пособие для учащихся и
педагогов. [Электрон. ресурс] / Международная образовательная ассоциация
дебатов IDEA. http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf.
4. Харви-Смит
Н.
Методическое
пособие
по
ведению
дебатов
в
Британском/Всемирном парламентском формате / Нил Харви-Смит; [перевод с англ.
– А.А.Беляева]. Нью-Йорк, Лондон, Амстердам: IDEA, 2012. 208 с.
http://ru.idebate.org/sites/live/files/Debating_World_Styles_Ru_12-2012.pdf.
5. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А.
Чикер. СПб.: Речь, 2008. 368 с.
Для учащихся:
1. Джонсон, Стивен Л. Как побеждать в дебатах: пособие по Британскому
(Всемирному) формату парламентских дебатов/ Стивен Л. Джонсон; [Перевод с
англ. К. Шиманской, под научн. ред. С. Наумова]. Нью-Йорк, Лондон, Амстердам:
IDEA, 2012. 240c. http://ru.idebate.org/sites/live/files/Winning_debates_RU_1-2013.pdf.
2. Материалы для дебатеров. [Электрон. ресурс] / Международная образовательная
ассоциация дебатов IDEA. http://ru.idebate.org/training-ru/materialy_dlia_debaterov.
3. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. Учебное пособие для учащихся и педагогов.
[Электрон. ресурс] / Международная образовательная ассоциация дебатов IDEA.
http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf.
4. Харви-Смит
Н.
Методическое
пособие
по
ведению
дебатов
в
Британском/Всемирном парламентском формате / Нил Харви-Смит; [перевод с англ.
– А.А.Беляева]. Нью-Йорк, Лондон, Амстердам: IDEA, 2012. 208 с.
http://ru.idebate.org/sites/live/files/Debating_World_Styles_Ru_12-2012.pdf.


Наверх

Телефон доверия 124


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».