МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175
Приложение № 1.2.18
к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета основы
духовно-нравственной культуры народов России
5 класс
Екатеринбург
Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
Изучение предметной области «основы духовно-нравственной культуры народов России»
должно обеспечить:
•
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
•
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
•
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
•
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
•
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Учащийся научится:
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России;
характеризовать основные нормы морали, нравственные, духовные идеалы,
хранимые в культурных традициях народов России и родного края;
описывать основы светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, становлении гражданского
общества и российской государственности;
понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
формировать представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в
истории и современности России и родного края;
понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России.
Содержание учебного предмета
В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод
усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев,
С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец,
Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Древние предания, священные книги,
пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и
патриотизма, представленные в эпических образах.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда
Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических
чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и
церковнослужителей в организации защиты Отечества. Вклад народов нашей страны в
победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). Отражение отношения к труду в фольклоре. В любую
историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги
которых внесли вклад в развитие культуры общества.
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Вклад наших
земляков в отечественную науку. Знакомство с деятельностью известных ученых нашего
края. Свердловская область – родина и место жительства многих известных ученых,
внесших свой вклад в развитии отечественной науки. Художники, поэты, музыканты
земли Уральской. Искусство росписи подносов, народные промыслы Урала.
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России, Урала и
Свердловской области.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Художественная
литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том
числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным
верованиям.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси
и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Культурные и религиозные традиции
православных жителей Урала.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь. Мусульмане Уральского региона. Культурные и религиозные традиции
мусульман Свердловской области.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Иудеи Свердловской области.
Сохранение духовных ценностей
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Музеи
Уральского региона. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Наименование тем
Количество
часов
5 КЛАСС
35
В мире культуры
Нравственные ценности российского народа
Религия и культура
Сохранение духовных ценностей
Твой духовный мир
4
12
11
4
4
Тематическое планирование
№
урока
Название раздела и темы
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
1
2
3
4
Россия – наша Родина
Величие многонациональной культуры России
Человек – творец и носитель культуры
Закон нравственности – часть культуры общества
Раздел 2. Нравственные ценности (12 часов)
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
Примеры героизма и патриотизма народов России
В труде - красота человека
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Бережное отношение к природе
Практическая работа. «Заповедники России»
Семья – хранитель духовных ценностей
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов
Обобщающий урок. «Нравственные ценности российского народа»
Раздел 3. Религия и культура (11 часов)
17
18
19
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси
Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры
Руси
20
21
22
23
24
25
26
27
Культура ислама
Искусство, литература и архитектура ислама
Иудаизм и культура
Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»
Культурные традиции буддизма.
Архитектура буддийских храмов
Человек славен добрыми делами
Обобщающий урок. «Религия и культура»
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 часа)
28
29
30
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Храм Христа Спасителя. Музеи России
Музей Уральского региона
31
Практическая работа. «Хранить память предков»
Раздел 5. Твой духовный мир (4 часа)
32
33
34
35
Что составляет твой духовный мир
Практикум «Учимся быть образованными»
Культура поведения современного человека
Практикум. «Твоя культура поведения»
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)