МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175
Приложение № 1.2.9
к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета
информатика
5 - 9 класс
Екатеринбург
Структура рабочей программы
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.
Содержание учебного предмета
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её
представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной
памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих
устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить
характеристики компьютеров;
узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные
от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время
передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник
данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность
канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого
текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой
таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное
натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную;
сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной
системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или»,
«не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра
и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний
элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» не обязательно);
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации,
(графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров
при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его
натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным
описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит,
содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных
компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании
реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при
передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим,
в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения
конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы
управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на
конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций
последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение,
вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых
данных
с
использованием
основных
управляющих
конструкций
последовательного программирования и записывать их в виде
программ на выбранном
языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины
(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер
управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки,
оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными
роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать,
удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона
таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернетсервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для
работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые
менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы,
словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с
использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного
обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в
современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого
взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная
информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие
электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности
информации (пример: сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и
национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на
производстве и в научных исследованиях.
2.
Содержание учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Информатика» у учащихся
формируется информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и
структурирования информации, способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных; представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; представления об основных изучаемых
понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое
мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики применяются в
реальном мире, о роли информационных технологий и роботизированных устройств в жизни
людей, промышленности и научных исследованиях; навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть
обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные
для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность
описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая
память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.
Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы.
Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития.
Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов
носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность
символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном
алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов
на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите;
кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина
кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество
информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода.
Код ASCII.
Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от
двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность
однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении
аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY.
Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в
позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления.
Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и
развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в
десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из
десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества
вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или
трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна.
Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и»
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не»
(логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических
операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).
Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности
для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических
элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами
компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий
элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная
вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра
и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие
вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя;
команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального
описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык
(язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство,
способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими
команды.
Программное
управление
исполнителем.
Программное
управление
самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие
словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им
исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в
ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)
устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов:
невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от
исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания). Простые
и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменного цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения
тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант
цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных
алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые,
вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы).
Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трёх, четырех данных
чисел;
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или
массива;
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в
выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка,
Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их
решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка
целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления,
нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор
алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке,
отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое
выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по
образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ,
выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких
программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных
данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а
также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании автоматизированных
технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы.
Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков
(касания, расстояния, света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома,
автономная система управления транспортным средством и т.п.).
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система
команд робота. Конструирование робота. Моделирование робота парой: исполнитель
команд и устройство управления. Ручное и программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами.
Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация алгоритмов "движение до
препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка
программы управления роботом Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение
алгоритмов управления роботом.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с
математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научнотехнических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической
модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование),
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при
работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы
файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный
текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл
данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом
моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение
в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.
История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания,
расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных
объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических
объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и
контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые
преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые
операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и
компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной,
относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании.
Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение
графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе.
Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации.
Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные
карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные
технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен.
Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные,
результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные
социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные
службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного
обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности
полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.
Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация,
средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись
чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки
программирования, адресация в сети Интернет и др.).
3.
Тематическое планирование 5 класс
Раздел учебного
Содержание
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Информация и Различные аспекты слова «информация»: информация как
данные,
которые
могут
быть
обработаны
информационные
автоматизированной системой и информация как сведения,
процессы (5 уроков)
предназначенные для восприятия человеком.
Информационные процессы - процессы, связанные с
хранением, преобразованием и передачей данных.
Раздел 2. Компьютер универсальное
устройство обработки
данных ( 2 урока )
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память,
внешняя энергонезависимая память, устройства вводавывода;
Носители информации, используемые Носители информации
в живой природе.
на
основе
компьютерных
сетей:
в Взаимодействие
электронная почта
Раздел
3.
Работа
информационном
пространстве (1 урок)
Информационнокоммуникационные
технологии (1 урок)
Раздел 3.
Математические основы
информатики(1 урок)
Тексты и кодирование
(1 урок )
Раздел 4. Алгоритмы и
элементы
программирования
(2 урока )
Исполнители и алгоритмы.
Управление исполнителями
(2 урока)
Раздел 5. Использование
программных систем и
сервисов
(7
уроков)
Подготовка текстов и
демонстрационных
материалов
(7уроков)
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых
слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Искажение информации при передаче.
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система
команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы;
отказ исполнителя. Необходимость формального описания
исполнителя.
Алгоритм
как
план
управления
исполнителем
(исполнителями). Словесное описание алгоритмов.
Текстовые документы и их структурные элементы (страница,
абзац, строка, слово, символ).
Текстовый
процессор
инструмент
создания,
редактирования
и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца,
символа.
Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и
графических объектов. Включение в текстовый документ
диаграмм,
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в
презентацию аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции
редактирования графических объектов: изменение размера,
сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом),
коррекция цвета, яркости и контрастности. Ввод
изображений с использованием различных цифровых
устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.).
Тематическое планирование 6 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых на освоение
темы
Символ. Алфавит - конечное множество символов. Текст Раздел 1 .
конечная последовательность символов данного алфавита.
Математические основы
информатики (11 уроков) Количество различных текстов данной длины в данном
алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и
Тексты и кодирование
формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
(3 урока )
Множество. Определение количества элементов во
Элементы
множествах, полученных из двух или трех базовых множеств
комбинаторики, теории
с помощью операций объединения, пересечения и
множеств и
дополнения.
математической логики
(3 урока)
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий
Списки, графы, деревья
элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена
(5 уроков)
элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и
неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и
конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина
(вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица
смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая
вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота
дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Раздел 2. Математическое Понятие математической модели. Задачи, решаемые с
помощью математического (компьютерного) моделирования.
моделирование
Отличие математической модели от натурной модели и от
(2 урока)
словесного
(литературного)
описания
объекта.
Использование компьютеров при работе с математическими
моделями.
Ручное управление исполнителем.
Раздел 3. Алгоритмы и
Описание алгоритма с помощью блок-схем.
элементы
программирования
( 13 уроков)
Исполнители и
алгоритмы. Управление
исполнителями. (2 урока)
Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Алгоритмические
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность
конструкции (3 урока)
предусмотреть
зависимость
последовательности
выполняемых действий от исходных данных. Конструкция
«ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Составление алгоритмов и программ по управлению
Разработка алгоритмов
исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
и программ (6 уроков)
Пример учебной среды разработки программ управления
Робототехника (2 урока)
движущимися
роботами.
Автономные
роботы
и
автоматизированные комплексы.
в Гигиенические, эргономические и технические условия
эксплуатации средств ИКТ.
Раздел
3.
Работа
информационном
пространстве.
Информационнокоммуникационные
технологии (1 урок)
Раздел 4. Компьютер универсальное
устройство
обработки
данных ( 3 урока )
Компьютеры, встроенные в технические устройства и
производственные
комплексы.
Роботизированные
производства, аддитивные технологии (ЗБ-принтеры).
История и тенденции развития компьютеров, улучшение
характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Раздел 5. Использование Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и
преобразования.
Ввод
изображений
с
программных систем и стилевые
использованием различных цифровых устройств (цифровых
сервисов. (1 урок)
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Подготовка текстов и
демонстрационных
материалов.
(1 урок)
Раздел 6. Базы данных. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика
Поиск информации
поиска информации. Построение запросов; браузеры.
(4 урока)
Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные
карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Тематическое планирование 7 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Информация и Информация - одно из основных обобщающих понятий
современной науки.
информационные
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных.
процессы (4 урока)
Анализ данных. Возможность описания непрерывных
объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Раздел 2. Компьютер - Архитектура компьютера: процессор, оперативная память,
внешняя энергонезависимая память, устройства вводауниверсальное
устройство
обработки вывода; их количественные характеристики.
Программное обеспечение компьютера.
данных (4 урока)
История и перспективы развития. Представление об объемах
данных и скоростях доступа, характерных для различных
видов носителей..
Раздел 3. Математические Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как
текстов в двоичном алфавите.
основы информатики
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова.
(14 уроков)
Разрядность кода - длина кодового слова. Примеры
двоичных
кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Тексты и кодирование
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт,
(6 уроков)
Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в
сообщении.
Зависимость
количества
кодовых
комбинаций
от
разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы.
Примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с
алфавитом, отличным от двоичного.
Знакомство с растровой и векторной графикой.
Дискретизация (2 урока)
Позиционные и непозиционные системы счисления.
Системы счисления
Примеры
(6 уроков)
представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр)
системы счисления. Количество цифр, используемых в
системе счисления с заданным основанием. Краткая и
развернутая формы записи чисел в позиционных системах
счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах
от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной
системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Раздел 4. Алгоритмы и Составление алгоритмов и программ по управлению
исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др
элементы
программирования
(7 уроков)
Разработка алгоритмов
и программ ( 4 урока)
Робототехника
(3 урока)
Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение
сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света,
звука и др. Примеры роботизированных систем (система
управления движением в транспортной системе, сварочная
линия
автозавода,
автоматизированное
управление
отопления
дома,
автономная
система
управления
транспортным средством и т.п.).
Раздел 5 Математическое Компьютерные эксперименты.
моделирование (1 урок)
Раздел 6. Использование Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа
программных систем и с ними. Базовые операции: выделение, объединение,
геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
сервисов (3 урока)
Диаграммы, планы, карты, формул, нумерации страниц,
колонтитулов, ссылок и др.
Подготовка текстов и
История изменений. Проверка правописания, словари.
демонстрационных
Инструменты ввода текста с использованием сканера,
материалов
программ распознавания, расшифровки устной речи.
(3 урока)
Компьютерный перевод.
Раздел 7. Базы данных. Поиск информации
Поиск информации
( 1 урок)
Личная информация, средства ее защиты. Организация
Раздел 8. Работа в
личного информационного пространства. Основные этапы и
информационном
тенденции развития ИКТ.
пространстве.
Информационнокоммуникационные
технологии (1 урок)
Тематическое планирование 8 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1. Компьютер - Физические ограничения на значения характеристик
компьютеров. Параллельные вычисления.
универсальное
устройство
обработки
данных (1 урок)
Раздел 2. Математические Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного
основы информатики (13 декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.
Подход А.Н. Колмогорова к определению количества
уроков)
информации.
Тексты и кодирование
(1 урока)
Измерение и дискретизация. Общее представление о
Дискретизация
цифровом представлении аудиовизуальных и других
(4 урока)
непрерывных данных.
Кодирование
цвета.
Цветовые
модели.
Модели
RGBHCMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи.
Количество каналов записи.
Оценка
количественных
параметров,
связанных
с
представлением и хранением изображений и звуковых
файлов.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Системы счисления
Перевод натуральных чисел из десятичной системы
(3 урока)
счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления
в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и
Элементы
комбинаторики, теории сложения количества вариантов. Количество текстов данной
длины в данном алфавите. Высказывания. Простые и
множеств и
сложные высказывания.
математической логики
Диаграммы
Эйлера-Венна.
Логические
значения
(5 уроков)
высказываний.
Логические
выражения.
Логические
операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое
отрицание). Правила записи логических выражений.
Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для
логических выражений.
Раздел 3. Алгоритмы и Алгоритмический язык (язык программирования) формальный язык для записи алгоритмов. Программа элементы
запись
программирования
алгоритма на конкретном алгоритмическом языке.
(16 уроков)
Исполнители и
алгоритмы. Управление
исполнителями (2 урока)
Алгоритмические
конструкции
(7 уроков)
Разработка алгоритмов
и программ (3 урока)
Анализ алгоритмов
(2 урока)
Компьютер
-автоматическое
устройство,
способное
управлять
по
заранее
составленной
программе
исполнителями, выполняющими команды. Программное
управление исполнителем. Программное управление
самодвижущимся роботом.
Отличие словесного описания алгоритма, от описания на
формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и
выполнения программ. Понятие об этапах разработки
программ и приемах отладки программ.
Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность
предусмотреть
зависимость
последовательности
выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и
неполная формы. Выполнение и невыполнения условия
(истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом
повторений, с условием выполнения, с переменного цикла.
Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения
тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и
предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других
конструкций в различных алгоритмических языках.
Оператор присваивания. Представление о структурах
данных. Константы и переменные. Переменная: имя и
значение. Типы переменных: целые, вещественные,
символьные, строковые, логические. Понятие об этапах
разработки программ: составление требований к программе,
выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с
помощью
выбранной
системы
программирования,
тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор
точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление
описание программы по образцу.
Сложность вычисления: количество выполненных операций,
размер используемой памяти; их зависимость от размера
исходных
данных.
Примеры
коротких
программ,
выполняющих много шагов по обработке небольшого
объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при
данном
множестве
входных данных;
определение
возможных входных данных, приводящих к данному
результату. Примеры описания объектов и процессов с
помощью набора числовых характеристик, а также
зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми
с помощью формул.
Моделирование робота парой: исполнитель команд и
Робототехника
устройство управления. Ручное и программное управление
(2 урока)
роботами.
Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация
алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль
линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма
робота, отладка программы управления роботом Влияние
ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления роботом.
Раздел 4. Использование Понятие о системе стандартов по информации,
программных систем и библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка,
учебная публикация, коллективная работа. Реферат и
сервисов (4 урока)
аннотация.
Подготовка текстов и
демонстрационных
материалов (4 урока)
Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и
Раздел 7. Работа в
стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной
информационном
эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и
пространстве.
компьютерной эры (языки программирования, адресация в
Информационносети Интернет и др.).
коммуникационные
технологии( 1 урок)
Тематическое планирование 9 класс
Раздел
учебного
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых на освоение
темы
Содержание
Раздел 1. Математические Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для
логических выражений. Логические операции следования
основы информатики
(импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства
(5 уроков)
логических
операций.
Законы
алгебры
логики.
Использование таблиц истинности для доказательства
Элементы
комбинаторики, теории законов алгебры логики. Логические элементы.
Схемы логических элементов и их физическая (электронная)
множеств и
реализация.
Знакомство
с
логическими
основами
математической логики
компьютера.
(5 уроков)
Раздел 2 Математическое Примеры использования математических (компьютерных)
при
решении
научно-технических
задач.
моделирование (4 уроков) моделей
Представление о цикле моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация,
проверка на простых примерах (тестирование), проведение
Раздел 3. Работа в
информационном
пространстве.
Информационнокоммуникационные
технологии
(7 уроков)
Раздел 4. Электронные
(динамические) таблицы
(5 уроков)
Раздел 5. Базы данных.
Поиск информации
(3 уроков)
Раздел 6. Алгоритмы и
элементы
программирования
(11 уроков)
Разработка алгоритмов и
программ (10 уроков)
компьютерного эксперимента, анализ его результатов,
уточнение модели.
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет.
Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных.
Большие данные в природе и технике (геномные данные,
результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в
частности, данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы:
почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и
т. п.), поисковые службы, службы обновления программного
обеспечения и др. Компьютерные вирусы и другие
вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети
Интернет. Проблема подлинности полученной информации.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы. Методы индивидуального и коллективного
размещения новой информации в сети Интернет.
Экономические, правовые и этические аспекты их
использования.
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с
использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации; преобразование формул при копировании.
Выделение
диапазона
таблицы
и
упорядочивание
(сортировка) его элементов; построение графиков и
диаграмм.
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск
данных в готовой базе. Связи между таблицами.
Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки
данных и алгоритмами их решения: сортировка массива
Выполнение поэлементных операций с массивами;
Обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления
Нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм
Евклида).
Примеры задач обработки данных: нахождение
минимального и максимального числа из двух,трех, четырех
данных чисел; Знакомство с алгоритмами решения этих
задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде
программирования
Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации
этих алгоритмов в выбранной среде программирования.
Заполнение числового массива в соответствии с формулой
или путем ввода чисел; Знакомство с алгоритмами решения
этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде
программирования
Нахождение суммы элементов данной конечной числовой
последовательности или массива. Нахождение
минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации
этих алгоритмов в выбранной среде программирования
Составление алгоритмов и программ по управлению
исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Составление алгоритмов и программ по управлению
исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Исполнители и
алгоритмы.
Управление
исполнителями
(1 урок)
Примеры
задач
обработки
данных:
нахождение
минимального и максимального числа из двух,трех, четырех
данных чисел; Знакомство с алгоритмами решения этих
задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде
программирования
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)