2А_Рабочая программа_Родная литература (на родном языке) 5-9 класс.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175

Приложение № 1.2.2А
к основной образовательной программе
основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета
родная литература (на русском языке)
5 – 9 класс

Екатеринбург

Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно
обеспечивать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка и родной литературы на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
 определять тему и основную мысль произведения (5 кл.);
 владеть различными видами пересказа (5 - 6 кл.), пересказывать сюжет;
 выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7
кл.);
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики
(5 -6 кл.);
 оценивать систему персонажей (5–7 кл.);
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);
 выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
 определять родожанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
 объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической
и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом
классе – на своем уровне);
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в
каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих
классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные
вопросы (в каждом классе – на своем уровне);
 вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем
уровне);
 выражать
личное
отношение
к
художественному
произведению,
аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
 выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
 ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями,
системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной
школе:
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ,
новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, модернизм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; авторповествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж,
действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула,
композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог,
авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.
Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация,
ассонанс.
- Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма,
строфа.
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что
формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся
с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
– акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в
устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией);
формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные,
письменные);
– устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием
теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление
и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление
связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически
последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших
прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного
анализа;

– устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла
произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок
(статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
1)
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2)
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4)
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5)
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6)
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2. Содержание учебного предмета
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в
литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский фольклор
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов (5 – 6 класс).
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных
нравственных ценностей (5 – 6 класс).
Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости,
бескорыстного служения Отечеству (5 – 6 класс).
Жанровое своеобразие фольклорных произведений (5 – 6 класс).
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос
в изобразительном искусстве и музыке (7 – 8 класс).
Фольклорные традиции в русской литературе (8 – 9 класс).

Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы (8 – 9 класс).
Традиции древнерусской литературы (8 – 9 класс). Традиции и особенности духовной
литературы (5 – 9 класс).
Образное отражение жизни в древнерусской литературе (5 – 9 класс).
«Русская земля» (5 – 6 класс).
Поучения Владимира Мономаха (7 – 8 класс).
«Повесть о Евпатии Коловрате» (7 – 8 класс).
«Гнездо орла» (8 – 9 класс).
Из литературы XVIII века
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Сказания, легенды, рассказы
из «Истории государства Российского» (8 – 9 класс).
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору) (6 – 7 класс).
Из литературы XIX века
Традиции литературы XIX века
Басни.
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища»,
«Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков, недостатков, ума и глупости,
хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приёмы создания характеров
и ситуаций. Мораль басен (5 – 7 класс).
Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака»,
«Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной
выразительности в баснях (5 – 7 класс).
Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) (8 – 9 класс).
Литературные сказки.
Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка
«Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика
героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих
лиц (5 – 6 класс).
Гарин-Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социальнонравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей
характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир
глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие
языка (5 – 6 класс).
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Образ родной природы в стихах русских поэтов (по выбору).
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт,
волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. (5 – 6 класс)
Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и
способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей (5 – 6 класс).
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись (7 – 8 класс).
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции
XIX века в творчестве Апухтина А.Н. (9 класс).
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (8 – 9 класс).
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа (8 – 9 класс).
Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого
«Бедные люди» (6 – 7 класс).
Лесков Н.С. Рождественские рассказы (7 – 8 класс).

Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к
подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирикофилософской
новеллы. Мастерство иносказания (7 – 8 класс).
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и
вера в произведении писателя (5 – 6 класс)
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.
Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» (5 – 8 класс).
Из литературы XX века
Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я. Маршака (на
выбор) (5 – 6 класс).
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы
зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки (5 – 6 класс).
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар Чудра».
Герои неоромантизма (8 – 9 класс).
«Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» (8 – 9 класс).
Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» (на выбор). Тема равнодушия и непонимания
в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения
в литературе (6 – 7 класс).
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном – с
улыбкой. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко (8 – 9
класс).
Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Ефремов И. «Звёздные
корабли», «На краю Окуймены» (на выбор) (7 – 8 класс).
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства
(7 – 8 класс).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей,
тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика». «Голубая чашка», «Горячий
камень», «Дальние страны» (на выбор). (5 – 6 класс).
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы» (5 – 6 класс).
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан». (5 – 6
класс)
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская
колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель» (на выбор).
(5 – 6 класс).
Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая
рыбка». Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. (6 –
7 класс).
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней
благодарности. Особенности жанра. Значение финала (8 – 9 класс).
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о
большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава
«Юрина война» и др. по выбору учителя) (8 – 9 класс).
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма (8 – 9 класс).
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер
военной поэзии и прозы.
Воробьёв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа
в человеке. Смысл названия рассказа (6 – 7 класс).
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения.
Подвиг речников. (7 – 8 класс).

Васильев Б.П. «Завтра была война» (8 – 9 класс).
Быков В. «Обелиск» (8 – 9 класс).
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи (7 – 9
класс).
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе,
о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского
цикла и их роль в раскрытии образа автора (8 – 9 класс).
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». «Гринька
Малюгин» (7 – 8 класс).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две
судьбы (8 – 9 класс).
Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных
героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья
Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. «Рыцарь Вася». Благородство как
следование внутренним нравственным идеалам (6 – 7 класс).
Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа.
Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван
Палыча» (7 – 8 класс).
Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба. Нравственные уроки произведений современной литературы (7 – 8 класс).
Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
Нравственные проблемы, поставленные в сказке (7 – 8 класс).
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы
памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя
(8 – 9 класс).
Родная природа в произведениях поэтов XX века (5 – 9 класс).
Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы
и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения,
настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение
образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное
своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние
лирического героя. Средства создания образов.
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Единство человека и
природы.
Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ
стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».
Стихи о прекрасном и неведомом (5 – 9 класс).
В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».
Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору)
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
3. Тематическое планирование 5 класс (17 часов)
Раздел
учебного Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых
на
освоение темы

Количество
часов

1. Своеобразие родной Значимость чтения и изучения родной литературы
для дальнейшего развития человека. Родная
литературы
литература как национально – культурная ценность
народа.
Отражение в фольклорных произведениях быта,
2. Русский фольклор
традиций, обрядов. Воплощение в фольклорных
произведениях
национального
характера,
народных нравственных ценностей.
3.
Древнерусская Традиции и особенности духовной литературы.
литература
4. Литература XIX Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика
басен, злободневность басен: «Два товарища»,
века
«Лгун». Изображение пороков, недостатков,
хитрости, ума и глупости. Мораль басен.
Литературные
сказки.
Богатство
и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема
труда в сказке «Что значит досуг?». Идейно –
художественный
смысл.
Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение.
Использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег».
Радостные впечатления, труд, быт, волнения
сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:
проблематика рассказа. Милосердие и вера в
произведении писателя.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова
«Шуточка».
5. Русская литература Литературные сказки. Сказы. Произведения П.
Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору
XX века
учителя).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы
в повести, отношение взрослых и детей,
тимуровское движение.
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик»,
«Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом. В. Берестов
«Почему-то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка»
Сближение образов волшебных сказок и русской
природы в лирических стихотворениях.
Тематическое планирование 6 класс (17 часов)
Раздел
учебного Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,

1

1

1
7

7

Количество
часов

отводимых
на
освоение темы
1. Своеобразие родной Значимость чтения и изучения родной литературы
для дальнейшего развития человека. Родная
литературы
литература как способ познания жизни.
Прославление в фольклорных произведениях
2. Русский фольклор
силы, мужества, справедливости, бескорыстного
служения Отечеству. Жанровое своеобразие
фольклорных произведений.
3.
Древнерусская Образное отражение жизни в древнерусской
литературе. «Русская земля».
литература
4. Литература XVIII Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и
разума» (фрагменты по выбору).
века
5. Литература XIX Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков
человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака»,
века
«Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как
основное
средство
художественной
выразительности в баснях. Литературные
сказки. Гарин – Михайловский Н.Г. Образы и
сюжеты сказки «Книжка счастья». Социально –
нравственная
проблематика
произведения.
Отношение писателя к событиям и героям. Мир
глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе
начало в мире); своеобразие языка.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок».
Детские впечатления поэта. Основная тема и
способы
ее
раскрытия.
Сравнение
и
олицетворение
в
стихотворении.
Умение
чувствовать красоту природы и сопереживать ей.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Доброта и любовь как высшие проявления
человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого
«Бедные люди».
6. Русская литература Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема,
особенности создания образов. Проблема зависти
XX века
и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический
язык сказки.
Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Ранимость души
подростка. Глубина человеческих чувств и
способы их выражения в литературе.
Паустовский К.Г. «Старый повар». «Исаак
Левитан».
Приставкин А.И. Основная тематика и
нравственная проблематика рассказа «Золотая
рыбка». Выразительные средства создания
образов. Воспитание чувства милосердия,
сострадания, заботы о беззащитном.
Гуманистический характер военной поэзии и
прозы. Воробьев К.Д. «Гуси – лебеди». Человек на
войне. Любовь как высшая нравственная основа в
человеке. Смысл названия рассказа.

1

1

1
1
5

8

Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как
следование внутренним нравственным идеалам.
Стихи о прекрасном и неведомом.
Анненский И. Из книги «Кипарисовый ларец» (по
выбору). Лирический герой в произведениях.
Брюсов В.Я. «Весенний дождь». Образная
система,
художественное
своеобразие
стихотворения.
Слияние
с
природой,
эмоциональное состояние лирического героя.
Тематическое планирование 7 класс (17 часов)
Раздел
учебного Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых
на
освоение темы
1. Своеобразие родной Образ человека в литературном произведении.
Система персонажей. Образ автора и образ
литературы
рассказчика в литературном произведении.
Связь фольклорных произведений с другими
2. Русский фольклор
видами искусства. Русский героический эпос в
музыке.
3.
Древнерусская Образное отражении жизни в древнерусской
литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате».
литература
4. Литература XIX Традиции литературы XIX века.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
века
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение
мира чувств человека в стихотворении «Водопад».
Звукопись.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Гаршин В.М. Психологизм произведений
писателя. Героизм и готовность любой ценой к
подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было».
Аллегорический смысл лирико-философской
новеллы. Мастерство иносказания.
Лесков Н.С. Рождественские рассказы.
5. Русская литература Фантастика в произведениях Толстова А.Н.
«Гиперболоид инженера Гарина». «Аэлита» (на
XX века
выбор).
Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни
войны на страницах произведения. Подвиг
речников.
Кузнецова
Ю.
«Помощница
ангела».
Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба. Нравственные уроки произведения.
Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема
ответственности за родных. Образы главных
героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи
поколений.
Рассказ
–
притча
«Семья
Пешеходовых». Средства выразительности в
произведении.

Количество
часов

1

1

1
5

9

Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе».
Духовно-нравственная проблематика рассказа.
Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на
страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».
Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение человека
и
его ответственность перед будущим.
Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и
понятен…». Единство человека и природы.
Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый
образ России.
Тематическое планирование 8 класс (17 часов)
Раздел
учебного Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых
на
освоение темы
1. Своеобразие родной Слово как средство создания образа. Книга как
духовное завещание одного поколения другому.
литературы
Связь фольклорных произведений с другими
2. Русский фольклор
видами искусства. Русский героический эпос в
изобразительном искусстве.
3.
Древнерусская Жанровое богатство древнерусской литературы.
«Поучение Владимира Мономаха».
литература
4. Литература XVIII Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и
счастливый Карла».
века
5. Литература XIX Басни. Нравственная проблематика басен В.
Майкова и И. Хемницера.
века
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа.
Чехов А.П. «В рождественскую ночь».
Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости
судьбы. Нравственное перерождение героини.
6. Русская литература Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические
рассказы писателя. О серьёзном – с улыбкой
XX века
Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный
смех Аркадия Аверченко.
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих
людях России. «Маленькие рассказы о большой
судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др.
по выбору учителя).
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия
рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма
Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как
антитеза природному миру. Красота искусства.

Количество
часов

1
1

1
1
4

9

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской
любви». Тема материнской любви и сыновней
благодарности. Особенности жанра. Значение
финала.
Образы подростков в произведениях о ВОВ.
Васильев Б.П. «Завтра была война».
Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в
современной
прозе.
«Волки».
«Гринька
Малюгин».
Образы животных в произведениях родной
литературы: сравнительный анализ стихотворения
Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения
Анфилова Г.И. «Собака».
Тематическое планирование 9 класс (17 часов)
Раздел
учебного Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых
на
освоение темы
1. Своеобразие родной Книга как духовное завещание одного поколения
другому. Прогноз развития литературных
литературы
традиций в XXI веке.
Фольклорные традиции в русской литературе.
2. Русский фольклор
3.
Древнерусская Традиции древнерусской литературы. «Гнездо
орла».
литература
4. Литература XVIII Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из
«Истории государства Российского».
века
5. Литература XIX Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н.
Апухтина. Стихотворение «День ли царит,
века
тишина ли ночная…».
Национальные черты в образах героев баллад В.А.
Жуковского (на выбор).
6. Русская литература Традиции литературы XX века.
Малый эпический жанр. Горький А. М. «Макар
XX века
Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.
«Габринус».
Поэтический образ Родины в стихотворениях
поэтов
«Серебряного
века».
Поэтическое
изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
Образы подростков в произведениях о ВОВ.
Повесть В. Быкова «Обелиск».
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги).
Духовное напутствие молодежи.
Солженицын
А.И.
Цикл
«Крохотки»
многолетние раздумья автора о человеке, природе,
о проблемах современного общества и о судьбе
России. Языковые средства философского цикла и
их роль в раскрытии образа автора.

Количество
часов

1

1
1
1
2

11

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема
любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
З. Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное
взросление героя рассказа. Проблемы памяти,
долга,
ответственности,
непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького
человека»
в
стихотворении
«На
земле
безжалостно маленькой…».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

Телефон доверия 124


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».