МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175
Приложение № 1.2.2
к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета литература
5 - 9 класс
Екатеринбург
Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
(отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей
смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные
умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе
основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в
этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6
кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять
особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные
произведения разных жанров (8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе –
на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в
каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих
классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы
(в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую
тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать,
что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных
обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько
основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературнохудожественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой
«первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на
основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель
подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает
основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической
еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя
воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы
(устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое
эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только
называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов
содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия
по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы
вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выразительно прочтите следующий фрагмент;
определите, какие события в произведении являются центральными;
определите, где и когда происходят описываемые события;
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова
героя;
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас
места;
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся
детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что
обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения
авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него
пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным,
появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане
отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить
и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать
на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается
определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и
идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение
аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов
текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение
функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на
основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе
стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или
поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали
и т. п.;
покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его
автора;
покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты
реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без
него);
сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между
разными произведениями);
определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно;
ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе
произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки
жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и
авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное
целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем
авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать
художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой
целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало
именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем
сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном
произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности
читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование
художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его
целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого;
создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию,
рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали
и т. п.
определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
определите позицию автора и способы ее выражения;
проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет
заглавия);
напишите сочинение-интерпретацию;
напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе
«распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного»
(естественным языком и специфическими художественными средствами1).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в
чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников,
обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного
образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура
учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует
иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к
обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням
читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных
испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся
основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер
соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем
достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько
качество их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику,
проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие
именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и
выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень
(работает в «зоне ближайшего развития»).
1
см. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 16
2. Содержание учебного предмета
Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к
чтению художественной литературы;
на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка
и понимания художественного смысла литературных произведений;
на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и
логического мышления;
на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более
глубокому
эмоциональному
переживанию
и
интеллектуальному
осмыслению
художественного текста;
на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и
эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и
воспитанию личности.
Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и
народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность
эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и
представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской
позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя
к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования –
формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной
литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к
адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и
самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте
чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается
умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных
мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется
художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый
фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в
процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по
ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.)
и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся
на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения
выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой
литературы;
формирование и развитие представлений о литературном произведении как о
художественном мире, особым образом построенном автором;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального
осмысления,
ответственного
отношения
к
разнообразным
художественным смыслам;
формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого,
аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного
отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа;
обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы
культурной самоидентификации;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития;
формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое
чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно,
последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах
обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса
литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
Примерная программа по литературе строится с учетом:
лучших традиций отечественной методики преподавания литературы,
заложенных трудами В.И. Водовозова, А.Д. Алферова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского,
Л.И. Поливанова, В.В. Голубкова, Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, И.С. Збарского, В.Г.
Маранцмана, З.Н. Новлянской и др.;
традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и
зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;
традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами
литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в
национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее
авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их
отдельных произведений);
необходимой вариативности авторской / рабочей программы по литературе при
сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;
соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений
возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
требований современного культурно-исторического контекста к изучению
классической литературы;
минимального количества учебного времени, отведенного на изучение
литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.
Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в
распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной
логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих
блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Общность инвариантных
разделов программы обеспечит преемственность в изучении литературы и единство
обязательного содержания программы во всех образовательных учреждениях, возможности
компоновки – необходимую вариативность.
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Это значит, что учитель
имеет возможность строить образовательный процесс разными способами: может выбрать
УМК и следовать ему, может при необходимости откорректировать программу выбранного
УМК и, наконец, опираясь на ФГОС и примерную программу, может разработать
собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными правовыми
актами образовательной организации. Учитель имеет право опираться на какую-то одну
линию учебников, использовать несколько учебников или учебных пособий.
Законодательство требует соответствия разработанной программы Федеральному
государственному образовательному стандарту и учёта положений данной примерной
образовательной программы.
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных
произведений и их авторов. Помимо этого, в программе присутствуют единицы более
высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов,
обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в
основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С
(см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех
списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например,
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список
попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного
изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В, представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в
школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться –
конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень
произведений, названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен
традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и
может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное
количество произведений, обязательных для изучения, указано, например, А. Блок.
1стихотворение; М. Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех
указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется
в списке В фигурой автора.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.).
Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное
литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество
произведений указано, например, Поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг,
Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются
произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список
строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми
для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С
проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих
блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью
методических подходов и пр.
Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному
произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется
наиболее целесообразным.
Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для
изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемнотематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС
единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих
компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на
урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту
же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными
компетенциями.
Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать
литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при
условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных
списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к
чтению.
Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех
программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных
образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.
Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации
разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных
вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке
(конкретное произведение, автор, литературное явление).
При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения,
соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также
сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе. В
таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более
детализированные списки представлены после таблицы.
Структура настоящей Примерной программы не предусматривает включения
тематического планирования. Тематическое планирование разрабатывается составителями
рабочих программ.
Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)
А
В
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
С
«Слово о полку Игореве» (к.
XII в.) (8-9 кл.)2
Древнерусская литература–
1-2 произведения на выбор,
например:«Поучение»
Владимира Мономаха,
«Повесть о разорении Рязани
Батыем», «Житие Сергия
Радонежского»,
«Домострой», «Повесть о
Петре и Февронии
Муромских», «Повесть о
Ерше Ершовиче, сыне
Щетинникове», «Житие
протопопа Аввакума, им
самим написанное» и др.)
Русский фольклор:
сказки, былины, загадки,
пословицы, поговорки,
песня и др. (10
произведений разных
жанров, 5-7 кл.)
(6-8 кл.)
Примерная программа определяет основной корпус произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с
возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.
2
М.В.Ломоносов – 1
стихотворение по выбору,
например: «Стихи,
сочиненные на дороге в
Петергоф…» (1761),
«Вечернее размышление о
Божием Величии при случае
великого северного сияния»
(1743), «Ода на день
восшествия на Всероссийский
престол Ея Величества
Государыни Императрицы
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
(1778 – 1782)
(8-9 кл.)
Н.М. Карамзин «Бедная
Лиза» (1792) (8-9 кл.)
А.С. Грибоедов «Горе от
ума» (1821 – 1824) (9 кл.)
Елисаветы Петровны 1747
года» и др. (8-9 кл.)
Г.Р.Державин – 1-2
стихотворения по выбору,
например: «Фелица» (1782),
«Осень во время осады
Очакова» (1788), «Снигирь»
1800, «Водопад» (1791-1794),
«Памятник» (1795) и др. (8-9
кл.)
И.А. Крылов – 3 басни по
выбору, например: «Слон и
Моська» (1808), «Квартет»
(1811), «Осел и Соловей»
(1811), «Лебедь, Щука и Рак»
(1814), «Свинья под дубом»
(не позднее 1823) и др.
(5-6 кл.)
В.А. Жуковский - 1-2 баллады
по
выбору,
например:
«Светлана» (1812), «Лесной
царь» (1818); 1-2 элегии по
выбору,
например:
«Невыразимое»
(1819),
«Море» (1822) и др.
(7-9 кл.)
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин» (1823 —1831)(9 кл.),
«Дубровский» (1832 — 1833)
(6-7 кл), «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин - 10
Поэзия пушкинской эпохи,
стихотворений различной например:
тематики, представляющих
разные периоды творчества К.Н.Батюшков,
(1832 —1836)
(7-8 кл.).
Стихотворения:
«К
Чаадаеву» («Любви, надежды,
тихой
славы…»)
(1818),
«Песнь о вещем Олеге»
(1822), «К***» («Я помню
чудное мгновенье…») (1825),
«Зимний
вечер»
(1825),
«Пророк» (1826), «Во глубине
сибирских руд…» (1827), «Я
вас любил: любовь еще, быть
может…» (1829), «Зимнее
утро» (1829), «Я памятник
себе
воздвиг
нерукотворный…» (1836)
(5-9 кл.)
– по выбору, входят в
программу каждого класса,
например: «Воспоминания в
Царском Селе» (1814),
«Вольность» (1817),
«Деревня» (181), «Редеет
облаков летучая гряда»
(1820), «Погасло дневное
светило…» (1820), «Свободы
сеятель пустынный…»
(1823),
«К морю» (1824), «19
октября» («Роняет лес
багряный свой убор…»)
(1825), «Зимняя дорога»
(1826), «И.И. Пущину» (1826),
«Няне» (1826), «Стансы («В
надежде славы и добра…»)
(1826), «Арион» (1827),
«Цветок» (1828), «Не пой,
красавица, при мне…» (1828),
«Анчар» (1828), «На холмах
Грузии лежит ночная мгла…»
(1829), «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…» (1829),
«Кавказ»
(1829),
«Монастырь на Казбеке»
(1829),
«Обвал»
(1829),
«Поэту»
(1830),
«Бесы»
(1830), «В начале жизни
школу помню я…» (1830),
«Эхо» (1831), «Чем чаще
празднует лицей…» (1831),
«Пир Петра Первого» (1835),
«Туча» (1835), «Была пора:
наш праздник молодой…»
(1836) и др. (5-9 кл.)
«Маленькие трагедии» (1830)
1-2 по выбору, например:
«Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость». (8-9 кл.)
«Повести Белкина» (1830) - 23 по выбору, например:
«Станционный смотритель»,
«Метель», «Выстрел» и др.
А.А.Дельвиг, Н.М.Языков,
Е.А.Баратынский(2-3
стихотворения по выбору,
5-9 кл.)
(7-8 кл.)
Поэмы –1 по выбору,
например: «Руслан и
Людмила» (1818—1820),
«Кавказский пленник» (1820 –
1821), «Цыганы» (1824),
«Полтава» (1828), «Медный
всадник» (1833) (Вступление)
и др.
(7-9 кл.)
Сказки – 1 по выбору,
например: «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»
и др.
(5 кл.)
М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени» (1838 —
1840). (9 кл.)
Стихотворения: «Парус»
(1832), «Смерть Поэта»
(1837), «Бородино» (1837),
«Узник» (1837), «Тучи»
(1840), «Утес» (1841),
«Выхожу один я на дорогу...»
(1841).
(5-9 кл.)
М.Ю.Лермонтов - 10
Литературные сказки
стихотворений по выбору,
XIX-ХХ века, например:
входят в программу каждого
класса, например:
А.Погорельский,
В.Ф.Одоевский,
«Ангел»
(1831),
«Дума» С.Г.Писахов, Б.В.Шергин,
(1838), «Три пальмы» (1838), А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша,
«Молитва»
(«В
минуту Е.В.Клюев и др.
жизни трудную…») (1839),
«И скучно и грустно» (1840), (1 сказка на выбор, 5 кл.)
«Молитва»
(«Я,
Матерь
Божия, ныне с молитвою...»)
(1840), «Когда волнуется
желтеющая нива…» (1840),
«Из
Гёте
(«Горные
вершины…») (1840), «Нет, не
тебя так пылко я люблю…»
(1841),
«Родина»
(1841),
«Пророк» (1841), «Как часто,
пестрою толпою окружен...»
(1841), «Листок» (1841) и др.
(5-9 кл.)
Поэмы
-1-2 по выбору,например:
«Песня про царя Ивана
Васильевича,
молодого
опричника и удалого купца
Калашникова»
(1837),
«Мцыри» (1839) и др.
(8-9 кл.)
Н.В.Гоголь
«Ревизор» (1835) (7-8 кл.),
«Мертвые души» (1835 –
1841) (9-10 кл.)
Н.В.Гоголь Повести – 5 из
разных циклов, на выбор,
входят в программу каждого
класса, например:«Ночь
перед Рождеством» (1830 –
1831), «Повесть о том, как
поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем»
(1834), «Невский проспект»
(1833 – 1834), «Тарас Бульба»
(1835), «Старосветские
помещики» (1835), «Шинель»
(1839) и др.
(5-9 кл.)
Ф.И. Тютчев –
Стихотворения:
«Весенняя гроза» («Люблю
грозу в начале мая…») (1828,
нач. 1850-х), «Silentium!»
(Молчи, скрывайся и таи…)
(1829, нач. 1830-х), «Умом
Россию не понять…» (1866).
(5-8 кл.)
А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот,
робкое дыханье…» (1850),
«Как беден наш язык! Хочу и
не могу…» (1887).
(5-8 кл.)
Н.А.Некрасов.
Стихотворения:«Крестьянские
дети» (1861), «Вчерашний
день, часу в шестом…»
(1848), «Несжатая полоса»
Ф.И. Тютчев - 3-4
стихотворения по выбору,
например: «Еще в полях
белеет снег…» (1829, нач.
1830-х), «Цицерон» (1829,
нач. 1830-х), «Фонтан»
(1836), «Эти бедные
селенья…» (1855), «Есть в
осени первоначальной…»
(1857), «Певучесть есть в
морских волнах…» (1865),
«Нам не дано предугадать…»
(1869), «К. Б.» («Я встретил
вас – и все былое...») (1870) и
др.
(5-8 кл.)
А.А. Фет - 3-4
стихотворения по выбору,
например: «Я пришел к тебе
с приветом…» (1843), «На
стоге сена ночью южной…»
(1857), «Сияла ночь. Луной
был полон сад. Лежали…»
(1877), «Это утро, радость
эта…» (1881), «Учись у них –
у дуба, у березы…» (1883), «Я
тебе ничего не скажу…»
Поэзия 2-й половины XIX
в., например:
А.Н.Майков, А.К.Толстой,
Я.П.Полонский и др.
(1-2 стихотворения по
выбору, 5-9 кл.)
(1854).
(5-8 кл.)
(1885) и др.
(5-8 кл.)
Н.А.Некрасов
- 1–2 стихотворения по
выбору,например: «Тройка»
(1846),
«Размышления
у
парадного подъезда» (1858),
«Зеленый Шум» (1862-1863) и
др. (5-8 кл.)
И.С.Тургенев
- 1 рассказ по выбору,
например: «Певцы» (1852),
«Бежин луг» (1846, 1874) и
др.; 1 повесть на выбор,
например: «Муму» (1852),
«Ася» (1857), «Первая
любовь» (1860) и др.; 1
стихотворение в прозе на
выбор, например: «Разговор»
(1878), «Воробей» (1878),«Два
богача» (1878), «Русский
язык» (1882) и др.
(6-8 кл.)
Н.С.Лесков
- 1 повесть по выбору,
например: «Несмертельный
Голован (Из рассказов о трех
праведниках)» (1880),
«Левша» (1881), «Тупейный
художник» (1883), «Человек
на часах» (1887) и др.
(6-8 кл.)
М.Е.Салтыков-Щедрин
- 2 сказки по выбору,
например: «Повесть о том,
как
один
мужик
двух
генералов прокормил» (1869),
«Премудрый пискарь» (1883),
«Медведь на воеводстве»
(1884) и др.
(7-8 кл.)
Л.Н.Толстой
- 1 повесть по выбору,
например: «Детство» (1852),
«Отрочество» (1854),
«Хаджи-Мурат» (1896—
1904) и др.; 1 рассказ на
выбор, например: «Три
смерти» (1858), «Холстомер»
(1863, 1885), «Кавказский
пленник» (1872), «После бала»
(1903) и др.
(5-8 кл.)
А.П.Чехов
- 3 рассказа по выбору,
например: «Толстый и
тонкий» (1883), «Хамелеон»
(1884), «Смерть чиновника»
(1883), «Лошадиная фамилия»
(1885), «Злоумышленник»
(1885), «Ванька» (1886),
«Спать хочется» (1888) и др.
(6-8 кл.)
А.А.Блок
- 2 стихотворения по
выбору, например: «Перед
грозой» (1899), «После грозы»
(1900), «Девушка пела в
церковном хоре…» (1905),
«Ты помнишь? В нашей бухте
сонной…» (1911 – 1914) и др.
(7-9 кл.)
А.А.Ахматова
- 1 стихотворение по
выбору, например: «Смуглый
отрок бродил по аллеям…»
(1911), «Перед весной
бывают дни такие…»
(1915), «Родная земля» (1961)
Проза конца XIX – начала
XX вв., например:
М.Горький, А.И.Куприн,
Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,
И.С.Шмелев, А.С. Грин
(2-3 рассказа или повести
по выбору, 5-8 кл.)
Поэзия конца XIX –
начала XX вв., например:
К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин,
М.А.Волошин,
В.Хлебников и др.
(2-3 стихотворения по
выбору, 5-8 кл.)
и др.
(7-9 кл.)
Н.С.Гумилев
- 1 стихотворение по
выбору, например:
«Капитаны» (1912), «Слово»
(1921).
(6-8 кл.)
М.И.Цветаева
- 1 стихотворение по
выбору, например: «Моим
стихам, написанным так
рано…» (1913), «Идешь, на
меня похожий» (1913),
«Генералам двенадцатого
года» (1913), «Мне нравится,
что вы больны не мной…»
(1915), из цикла «Стихи к
Блоку» («Имя твое – птица в
руке…») (1916), из цикла
«Стихи о Москве» (1916),
«Тоска по родине! Давно…»
(1934) и др.
(6-8 кл.)
О.Э.Мандельштам
- 1 стихотворение по
выбору, например: «Звук
осторожный и глухой…»
(1908), «Равноденствие»
(«Есть иволги в лесах, и
гласных долгота…») (1913),
«Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…» (1915) и др.
(6-9 кл.)
В.В.Маяковский
- 1 стихотворение по
выбору, например: «Хорошее
отношение к лошадям»
(1918), «Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским
Поэзия 20-50-х годов ХХ в.,
например,
Б.Л.Пастернак,
Н.А.Заболоцкий, Д.Хармс,
Н.М.Олейников и др.
(3-4 стихотворения по
выбору, 5-9 кл.)
Проза о Великой
Отечественной войне,
например:
М.А.Шолохов,
В.Л.Кондратьев, В.О.
Богомолов, Б.Л.Васильев,
В.В.Быков, В.П.Астафьев
и др.
(1-2 повести или рассказа
– по выбору, 6-9 кл.)
Художественная проза о
человеке и природе, их
взаимоотношениях,
например:
М.М.Пришвин,
К.Г.Паустовский и др.
(1-2 произведения – по
выбору, 5-6 кл.)
Проза о детях, например:
В.Г.Распутин,
летом на даче» (1920) и др.
(7-8 кл.)
С.А.Есенин
- 1 стихотворение по
выбору, например:
«Гой ты, Русь, моя родная…»
(1914), «Песнь о собаке»
(1915), «Нивы сжаты, рощи
голы…» (1917 – 1918),
«Письмо к матери» (1924)
«Собаке Качалова» (1925) и
др.
(5-6 кл.)
М.А.Булгаков
1 повесть по выбору,
например: «Роковые яйца»
(1924), «Собачье сердце»
(1925) и др.
(7-8 кл.)
А.П.Платонов
- 1 рассказ по выбору,
например: «В прекрасном и
яростном мире (Машинист
Мальцев)» (1937), «Рассказ о
мертвом старике» (1942),
«Никита» (1945), «Цветок на
земле» (1949) и др.
(6-8 кл.)
М.М.Зощенко
2 рассказа по выбору,
например: «Аристократка»
(1923), «Баня» (1924) и др.
(5-7 кл.)
В.П.Астафьев,
Ф.А.Искандер,
Ю.И.Коваль,
Ю.П.Казаков,
В.В.Голявкин и др.
(3-4 произведения по
выбору, 5-8 кл.)
Поэзия 2-й половины ХХ
в., например:
Н.И. Глазков,
Е.А.Евтушенко,
А.А.Вознесенский,
Н.М.Рубцов,
Д.С.Самойлов,А.А.
Тарковский,
Б.Ш.Окуджава,
В.С.Высоцкий,
Ю.П.Мориц,
И.А.Бродский,
А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев
и др.
(3-4 стихотворения по
выбору, 5-9 кл.)
Проза русской эмиграции,
например:
И.С.Шмелев, В.В.Набоков,
С.Д.Довлатов и др.
(1 произведение – по
выбору, 5-9 кл.)
Проза и поэзия о
подростках и для
подростков последних
десятилетий авторовлауреатов премий и
конкурсов («Книгуру»,
премия им. Владислава
Крапивина, Премия
Детгиза, «Лучшая
детская книга
издательства «РОСМЭН»
и др., например,
Н.Назаркин, А.Гиваргизов,
Ю.Кузнецова, Д.Сабитова,
Е.Мурашова,
М.Аромштам, А.Петрова,
С.Седов, С.Востоков ,
А.Т. Твардовский
1 стихотворение по выбору,
например: «В тот день,
когда окончилась война…»
(1948), «О сущем» (1957 –
1958), «Вся суть в одномединственном завете…»
(1958), «Я знаю, никакой
моей вины…» (1966) и др.;
«Василий Теркин» («Книга про
бойца») (1942-1945) – главы
по выбору.
Э.Веркин, М.Аромштам,
Н.Евдокимова, Н.Абгарян,
М.Петросян,
А.Жвалевский и
Е.Пастернак, Ая Эн,
Д.Вильке и др.
(1-2 произведения по
выбору, 5-8 кл.)
(7-8 кл.)
А.И. Солженицын
1 рассказ по выбору,
например, «Матренин двор»
(1959) или из «Крохоток»
(1958 – 1960) –
«Лиственница», «Дыхание»,
«Шарик», «Костер и
муравьи», «Гроза в горах»,
«Колокол Углича» и др.
(7-9 кл.)
В.М.Шукшин
1 рассказ по выбору,
например: «Чудик» (1967),
«Срезал» (1970), «Мастер»
(1971) и др.
(7-9 кл.)
Литература народов России
Г.Тукай, М.Карим,
К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.
(1 произведение по выбору,
5-9 кл.)
Зарубежная литература
Гомер«Илиада» (или
«Одиссея») (фрагменты по
Зарубежный
фольклорлегенды,
выбору)
(6-8 кл.)
баллады, саги, песни
(2-3 произведения по
выбору, 5-7 кл.)
Данте. «Божественная
комедия» (фрагменты по
выбору)
(9 кл.)
М. де Сервантес «Дон
Кихот» (главы по выбору)
(7-8 кл.)
В.Шекспир
«Ромео
Джульетта» (1594 – 1595).
(8-9 кл.)
и
1–2 сонета по выбору,
например:
№ 66 «Измучась всем, я
умереть хочу...» (пер. Б.
Пастернака), № 68 «Его лицо
- одно из отражений…» (пер.
С. Маршака), №116 «Мешать
соединенью двух сердец…»
(пер. С. Маршака), №130 «Ее
глаза на звезды не похожи…»
(пер. С. Маршака).
(7-8 кл.)
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
(главы по выбору)
( 6-7 кл.)
Дж. Свифт «Путешествия
Гулливера» (фрагменты по
выбору)
(6-7 кл.)
Ж-Б. Мольер Комедии
- 1 по выбору, например:
«Тартюф, или Обманщик»
Зарубежная сказочная и
фантастическая проза,
например:
Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А.
Гофман, Бр.Гримм,
Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум,
Д.М. Барри, Д.Родари,
М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен,
К.Льюис и др.
(2-3 произведения по
выбору, 5-6 кл.)
(1664),«Мещанин во
дворянстве» (1670).
Зарубежная новеллистика,
например:
(8-9 кл.)
П.Мериме, Э. По,
О`Генри, О.Уайльд,
А.К.Дойл, Джером К.
Джером, У.Сароян, и др.
И.-В. Гете «Фауст» (1774 –
1832) (фрагменты по выбору) (2-3 произведения по
выбору, 7-9 кл.)
( 9-10 кл.)
Зарубежная романистика
Г.Х.АндерсенСказки
XIX– ХХ века, например:
- 1 по выбору, например:
А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго,
«Стойкий оловянный
Ч.Диккенс, М.Рид,
солдатик» (1838), «Гадкий
Ж.Верн, Г.Уэллс,
утенок» (1843).
Э.М.Ремарк и др.
(5 кл.)
(1-2 романа по выбору, 7-9
кл)
Дж. Г. Байрон
М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт,
Л.М.Монтгомери, А.де
Сент-Экзюпери,
А.Линдгрен, Я.Корчак,
Харпер Ли, У.Голдинг,
Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер,
П.Гэллико, Э.Портер,
К.Патерсон, Б.Кауфман,
Ф.Бёрнетт и др.
- фрагменты одной из поэм
по выбору, например,
(2 произведения по
выбору,
«Паломничество Чайльд
Гарольда» (1809 – 1811) (пер.
В. Левика).
(9 кл.)
А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» (1943)
(6-7 кл.)
Зарубежная проза о детях
и подростках, например:
- 1 стихотворение по
выбору, например: «Душа
моя мрачна. Скорей, певец,
скорей!» (1814)(пер. М.
Лермонтова), «Прощание
Наполеона» (1815) (пер. В.
Луговского), Романс («Какая
радость заменит былое
светлых чар...») (1815) (пер.
Вяч.Иванова), «Стансы к
Августе» (1816)(пер. А.
Плещеева) и др.
5-9 кл.)
Зарубежная проза о
животных и
взаимоотношениях
человека и природы,
например:
Р.Киплинг, Дж.Лондон,
Э.Сетон-Томпсон,
Д.Дарелл и др.
(1-2 произведения по
выбору, 5-7 кл.)
Современные зарубежная
проза, например, А. Тор, Д.
Пеннак, У.Старк, К.
ДиКамилло, М.Парр,
Г.Шмидт, Д.Гроссман,
С.Каста, Э.Файн,
Е.Ельчин и др.
(1 произведение по
выбору,
5-8 кл.)
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной
школе
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ,
новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, модернизм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; авторповествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж,
действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула,
композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог,
авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.
Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация,
ассонанс.
Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма,
строфа.
3.Тематическое планирование 5 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел
1.Русская
Русский
фольклор: сказки, былины, загадки,
литература
пословицы, поговорки. «Царевна-лягушка», «Иван90
ч., в т.ч.3
крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Журавль и цапля».
Мифы «Яблоки Гесперид», летопись «Сказание о
сочинения, 1итоговая
Кожемяке».
работа, 1комплексная
И.А. Крылов «Слон и Моська» (1808), «Свинья под
работа, 1 тест.
дубом».
А.С. А.С. Пушкин «Зимний вечер» (1825), «Зимнее утро».
«Зимняя дорога» (1826), «Няне» (1826). «Сказка о
мертвой
царевне
и
о семи богатырях».
М.Ю.Лермонтов «Парус» (1832), «Из Гёте («Горные
вершины…») (1840), «Бородино» (1837).
Литературные сказки XIX-ХХ века: А.Погорельский
"Черная курица..."
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (1830
– 1831).
А.П.Чехов «Хирургия» Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале
мая…»)
(1828, нач.
1850-х),
«Есть
в осени
первоначальной…» (1857).
А.А. Фет "Учись у них – у дуба, у березы…» (1883),
«Я пришел к тебе с приветом…» (1843).
Н.А.Некрасов: стихотворение «Крестьянские дети»,
«На Волге», «мороз, красный нос»
Проза конца XIX – начала XX вв.: А.И.Куприн «Тапер»,
В.Корленко «В дурном обществе».
Поэзия конца XIX – начала XX вв.: К.Д.Бальмонт
"Снежинка", «Фейные сказки", И.А.Бунин "Сказка".
С.А.Есенин «Песнь о собаке» (1915). Поэзия 2-й
половины XIX в.: А.К.Толстой. М.М.Зощенко,
"Галоша", «Встреча»
Поэзия 20-50-х годов ХХ в.: Н.А.Заболоцкий "Осенний
клен".
Художественная проза о человеке и природе, их
взаимоотношениях: М.М.Пришвин «Кладовая солнца»,
"Теплый хлеб",К.Г.Паустовский "Рождение сказки".
Проза о детях: В.Г.Распутин "Уроки французского",
В.П.Астафьев "Васюткино озеро".
Поэзия 2-й половины ХХ в.: Н.М.Рубцов «Березы»,
«Ах, кто не любит первый снег…», «В горнице».
Проза русской
эмиграции: И.С. Шмелев
Раздел 2. Литература
народов России 1 ч.
Раздел 3. Зарубежная
литература
14 ч.
"Лето Господне", "Как я встречался с Чеховым..."
Р.Гамзатов, стихотворение "Журавли".
Зарубежная сказочная и фантастическая проза: Л.Кэрролл
«Алиса в стране чудес» в переводе В.В. Набокова («Аня в
стране чудес»), Дж.Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно»,
Д. Родари "Сказки по телефону".
Зарубежная проза о детях и подростках: М. Твен
«Приключения Тома Сойера», А.Линдгрен «Приключения
Калле Блюмквиста».Дж Лондон «Сказание о Кише»
Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях
человека и природы: Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о
животных».
Г.Х.Андерсен, сказка «Снежная королева» (1843).
Тематическое планирование 6 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел
1.Русская
Древнерусская
литература: «Поучение»
литература
Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии
Муромских».
90 ч.
Русский
фольклор: сказки, былины,
загадки, пословицы, поговорки. «На
заставе богатырской», «Три поездки Ильи Муромца»
И.А. Крылов «Квартет» (1811), «Осел и Соловей».
А. С. Пушкин.. «В начале жизни школу помню я…», «Чем
чаще празднует лицей…», «Была пора: наш праздник
молодой...» «Дубровский»
М.Ю.Лермонтов,
стихотворения «Узник»(1837),
«Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Три пальмы»(1838),
«Листок» (1841).
Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»
И.С.Тургенев, повесть "Муму".
Ф.И. Тютчев – стихотворения «Еще в полях белеет снег…»
(1829, нач. 1830-х).
А.А. Фет «Это утро, радость эта…» (1881).
Поэзия
2-й половины XIX в.:
А.Н.Майков, Я.П.Полонский.
Н.С.Лесков «Человек на часах» (1887).
Л.Н.Толстой «Детство» (1852), «Отрочество» (1854)
А.П.Чехов «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон»(1884).
Зощенко «Баня» А.П. Платонова «В прекрасном и яростном
мире»
Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".
Проза конца XIX – начала XX вв.: А.С. Грин "Гнев
отца"
Поэзия конца XIX – начала XX вв.: К.Д. Бальмонт "Золотая
рыбка".
Поэзия
20-50-х годов ХХ в.Б.Л.Пастернак,
Н.А.Заболоцкий.
С.А.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914).
Раздел 2. Литература
народов России 2 ч.
Раздел 3. Зарубежная
литература
13 ч.
Г.Тукай. Лирика.
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору). А. де Оскар
Уайльд.
«Кентервильское
привидение»
Сент-Экзюпери
«Маленький принц».Марк Твен. «Приключения Гекльберри
Финна»
Современная зарубежная проза: Анника Тор «Остров в Море».
Тема войны и детей.
Тематическое планирование 7 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел 1.Русская
Древнерусская литература: «Домострой», «Повесть о
литература
Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».
Русский фольклор: сказки, былины,загадки,
63 ч.
пословицы, поговорки, песня.
В.А. Жуковский, баллада «Лесной царь» (1818).»
«Светлана»
А.С. Пушкин «К***» («Я помню чудное
мгновенье…») (1825), «Я вас любил: любовь еще, быть
может…» (1829), «19 октября». Поэма «Руслан и
Людмила»
(1818-1820).
«Повести
Белкина»
(1830):«Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел».
М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта» (1837),«Ангел»
(1831), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839).
Н.В.Гоголь, пьеса «Ревизор» (1835), «Повесть о том,
как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
(1834).А.А. Фет «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»
(1887).
Н.А.Некрасов.
«Несжатая
полоса»(1854),
«Размышления у парадного подъезда» (1858).
И.С.Тургенев, рассказ «Бежин луг» (1846),
стихотворения в прозе «Воробей» (1878),«Два богача»
(1878), «Русский язык» (1882).
М. Горький "Старуха Изергиль".
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил» (1869),"Дикий
помещик".
А.А.Ахматова "Мужество".
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
(1918).А.П.Платонов "Юшка".
Поэзия 2-й половины ХХ в.:
Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий.
А.И. Солженицын
(1967).
Раздел 2. Литература
народов России
1 ч.
"Крохотки".
В.М.Шукшин
«Чудик»
Г.Тукай, Р. Гамзатов. Лирика.
Раздел 3. Зарубежная
Гомер«Илиада» (или
«Одиссея») (фрагментыпо
литература
выбору). Зарубежный фольклор: баллада Шиллера
"Перчатка". (пер. С. Маршака).Дж. Свифт «Путешествие
6 ч.
Гулливера» В.Шекспир «Ее глаза на звезды не похожи»
Зарубежная новеллистика: П.Мериме, Э.По, О.Уайльд.
Тематическое планирование 8 класс
Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Раздел
литература
64 ч.
1Русская
Содержание
Древнерусская литература: «Повесть о разорении
Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского»,
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
М.В.Ломоносов,
стихотворение
«Стихи,
сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761).
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (1822),
стихотворение «Анчар» (1828), поэмы «Полтава» (1828),
«Медный всадник» (1833). «Капитанская дочка»
Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков,
А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский.
М.Ю.Лермонтов, стихотворение «Когда волнуется
желтеющая нива…» (1840). Поэмы «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839).
Н.В.Гоголь Повести «Тарас Бульба» (1835),
«Шинель» (1839).
И.А. Бунин "Кавказ".
Ф.И. Тютчев, стихотворения «Silentium!» (Молчи,
скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию
не понять…» (1866). «К. Б.» («Я встретил вас – и все
былое...») (1870).
А.А. Фет, стихотворения "Шепот, робкое
дыханье…» (1850), «Вчерашний день, часу в шестом…»
(1848).
И.С.Тургенев «Ася» (1857).
Л.Н.Толстой, рассказ «После бала»
(1903). А.П.Чехов "Шуточка".
А.А.Блок, стихотворения из цикла "На поле
Куликовом", "Родина".
Н.С.Гумилев,
стихотворение
«Капитаны».
М.И.Цветаева из цикла «Стихи к Блоку» («Имя
твое –
птица в руке…») (1916).
О.Э.Мандельштам, стихотворение «Звук осторожный и
глухой…» (1908).
М.А.Булгаков, повесть «Собачье сердце»
(1925). А.П.Платонов "Возвращение".
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» («Книга про
бойца») (1942-1945). «Я знаю, никакой моей вины»
В.П.Астафьев, рассказ "Фотография, на которой
меня
нет".
Проза и поэзия о подростках и для подростков
последних десятилетий авторов-лауреатов премий и
конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава
Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга
издательства
«РОСМЭН») - М. Петросян.
Раздел 2.
Литература народов
России 1 ч.
Раздел
3.Зарубежная
литература 5 ч.
Г.Тукай, Р.Гамзатов.Лирика
М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору).
В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).
Зарубежная новеллистика: О`Генри.
Зарубежная романистика XIX– ХХ века: В.Скотт.
Зарубежная проза о детях и подростках: Р.Брэдбери.
Современная зарубежная проза: Д.Гроссман, С.Каста,
Э.Файн.
Тематическое планирование 9 класс
Раздел учебного
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на освоение
темы
Содержание
Раздел 1. Русская
литература 99ч.
Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» (к.
XII в.).
М.В.Ломоносов,
стихотворения «Вечернее
размышление о Божием Величии при случае великого
северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол Ея Величества Государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782). Г.Р.Державин,
стихотворения «Фелица»(1782),«Памятник» (1795).
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792).
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824).
В.А.Жуковский,элегии
«Невыразимое»(1819),
«Море» (1822).
А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин» (1823 —1831),
стихотворения «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой
славы…») (1818), «Пророк» (1826), «Во глубине
сибирских руд…» (1827), «» (1829), «Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…» (1836), «Воспоминания в
Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня»
(181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло
дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель
пустынный…» (1823). «К морю» (1824), «Арион» (1827),
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829)
«Маленькие трагедии» (1830): «Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость».Поэмы:
«Кавказский пленник»
(1820 –
1821),«Цыганы» (1824).
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840).
Стихотворения: «Выхожу один я на дорогу...»
(1841),«Дума» (1838), «Родина» (1841), «Пророк» (1841).
Н.В.Гоголь «Мертвые души» (1835 – 1841). Повесть
«Невский проспект» (1833 – 1834).
Проза о Великой Отечественной войне: М.А.Шолохов.
Поэзия
2-й половиныХХ
в.:
Е.А.Евтушенко, И.А.Бродский.
А.И. Солженицын «Матренин двор» (1959).
Раздел 2. Литература
народов России 1ч.
Раздел 3.
Зарубежная литература
5 ч.
Г.Тукай, М.Карим, К.Кулиев.Лирика
Данте.
«Божественная комедия» (фрагменты
по выбору).
Ж-Б. Мольер, комедии «Тартюф, или Обманщик»
(1664), «Мещанин во дворянстве» (1670).
Дж. Г. Байрон, стихотворение «Душа моя мрачна. Скорей,
певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), поэма.
«Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В.
Левика).
Д.Сэлинджер "Над пропастью во ржи".
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)