МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 175
Приложение № 1.2.1
к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета русский язык
5-9 класс
Екатеринбург
Структура рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного
языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова,
уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
2 Содержание учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской
Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета
«Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие
обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому
его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего
образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной
компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты),
лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных
сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать
знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и
функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных
нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас;
формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания
художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для
изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания
художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для
изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования
по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета
«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе
и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка
как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации
обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования
у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и
программ;
для знакомства обучающихся с методами научного познания;
для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог,
диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной
речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия);
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья,
интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая
СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости
от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.
Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их
значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и
речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция.
Слог. Ударение, его разноместность,
подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в
отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная основы,
Словообразующая
морфема.
Словообразовательная
пара.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая
окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы
и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические
нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в
соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов,
синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ
слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация
частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной)
части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования
форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений,
глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его
типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные
члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные
– нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и
неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения,
обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные
предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений
между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения;
место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к
главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения
бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью
(цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем
и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой
речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных
пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
3. Тематическое планирование 5 класс
Раздел
учебного
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых
на
освоение темы
Раздел
1.
Речь.
Речевая
деятельность. 27 ч.
(в т.ч. 1 контрольная, 2
сочинения )
Содержание
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и
письменная).Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные
особенности разговорной речи, функциональных стилей научного, языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной
научной речи (выступление);
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое
единство и коммуникативная направленность текста: тема,
проблема, идея; главная,
второстепенная и избыточная
информация.
Функционально-смысловые
типы
текста
(повествование, рассуждение). Специфика художественного
текста.Виды речевой деятельности (говорение, аудирование,
письмо, чтение). Полилог: беседа, обсуждение. Информационная
переработка текста (план, конспект). Изложение содержания,
прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Раздел 2. Культура Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского
литературного
языка
(орфоэпические,
лексические,
речи. 7 ч.
грамматические,
стилистические,
орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы.
Раздел 3. Общие Роль языка в жизни человека и общества.
сведения о языке.
Основные разделы
науки о языке.
3.1 Общие сведения о
языке. 1 ч.
3.2.
Фонетика,
орфоэпия и графика.
17 ч.
(в т.ч. 1 контрольная, 1
сочинение)
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.
Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и
словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав
русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме
твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на
письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел
лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение
согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах)
и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи
с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по
фонетике в практике правописания.
3.3. Морфемика и
словообразование.
12 ч.
(в т.ч. 1 контрольная,
1 изложение)
3.4. Лексикология и
фразеология. 9ч.
(в т.ч. 1 контрольная, 1
изложение,
1
сочинение )
3.5. Морфология.
44 ч.
(в т.ч. 4 контрольные,
2
изложения,
2
сочинения )
3.6. Синтаксис. 28 ч.
(в т.ч. 1 контрольная, 3
изложения)
Раздел
4.
Правописание:
орфография
и
пунктуация. 30 ч.
(в т.ч. 1 диктант, 1
сочинение )
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка,
суффикс, окончание. Нулевая морфема. Чередование звуков в
морфемах. Морфемный анализ слова Применение знаний по
морфемике и словообразованию в практике правописания.
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные
(знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические
и
синтаксические
свойства
каждой
самостоятельной
(знаменательной)
части
речи.
Морфологический анализ слова. Основные морфологические
нормы русского литературного языка (нормы образования форм
имен существительных) Применение знаний по морфологии в
практике правописания.
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как
синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и
второстепенные члены, способы их выражения. Предложения
простые и сложные. Структурные типы простых предложений (
распространенные
–
нераспространенные,
предложения
осложненной и неосложненной структуры). Однородные члены
предложения, обращение. Сложные предложения. Способы
передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного
предложения. Понятие текста, основные признаки текста
(членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и
согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ
и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и
строчная буквы. Перенос слов.
Соблюдение основных
орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их
функции. Знаки препинания в конце предложения, в простом и
сложном предложениях, при прямой речи и в диалоге Соблюдение
основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова
и пунктуационный анализ предложения.
Тематическое планирование 6 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых
на
освоение темы
Раздел
1.
Речь. Ситуация общения. Создание устных высказываний разной
коммуникативной направленности в зависимости от сферы и
Речевая
ситуации общения.
деятельность.1 ч.
Раздел 2. Культура Культура речи и ее основные аспекты: нормативный,
коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
речи. 8 ч.
Речевой этикет. Речевой акт и его разновидности. Диалоги разного
характера. Русский речевой этикет. Культура межнационального
общения. Овладение основными видами речевой деятельности:
аудирование, говорение. Основные особенности официальноделового стиля. Создание текстов разных стилей и жанров.
Объявление, расписка, доверенность, заявление. Сложный план.
Анализ текста. Повествование.
Раздел 3. Общие Русский язык – национальный язык русского народа,
сведения о языке. государственный язык РФ и межнационального общения. Наука о
Основные разделы русском языке и ее основные разделы. Языковая норма, ее
функции. Основные виды норм русского литературного языка.
науки о языке.
3.1. Общие сведения Вариативность нормы.
о языке. 2 ч.
3.2.
Фонетика, Звуки речи. Система гласных и согласных звуков. Фонетическая
орфоэпия и графика. транскрипция. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова.
2 ч.
Морфемный анализ слова. Способы образования слов
(морфологические и неморфологические). Основные способы
образования слов в русском языке.
Словообразующие и
формообразующие морфемы. Словообразовательные цепочка и
гнездо. Словообразовательный анализ слова. Понятие об
этимологии. Этимология слова. Этимологические словари.
Основные способы словообразования слов. Морфемика и
словообразование. Морфемный и словообразовательный анализ
слова. Применение знаний и умений по морфемике и
словообразованию в практике правописания». Чередование звуков
в морфемах.
3.4. Лексикология и Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова. Слово как единица
фразеология. 19 ч.
(в т.ч. 1 контрольная языка. Прямое и переносное значение слова. Синонимы.
работа, 3 сочинения, 1 Антонимы. Омонимы. Паронимы. Лексическая сочетаемость
Активный и пассивный словарный запас. Сферы употребления
изложение)
русской лексики. Формы функционирования современного
русского языка. Литературный язык. Профессионализмы.
Диалектизмы
Выдающиеся
отечественные
лингвисты
Жаргонизмы. Стилистическая помета в словаре. Стилистическая
окраска слова Устаревшие слова: историзмы, архаизмы.
Неологизмы. Взаимосвязь языка и культуры. Исконно русские и
заимствованные слова, объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей. Лексика и фразеология. Основные
лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексический анализ слова. Лексика и фразеология. Пословицы,
поговорки, афоризмы и крылатые слова. Виды лингвистических
словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами
современного русского литературного языка. Словообразование.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
3.5. Морфология.
3.3. Морфемика и
словообразование. 10
ч
(в т.ч. 2 сочинения
диктант 1 тест)
Традиционная классификация частей речи. Правописание гласных
и согласных. Части речи как лексико-грамматические разряды
слов.
Самостоятельные
(знаменательные)
части
речи
общекатегориальное значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль. Морфологические признаки имени
существительного Основные морфологические нормы русского
литературного языка Морфологический анализ Самостоятельные
части речи. Имя прилагательное, его общекатегориальное
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль Нормы
образования форм Применение знаний по морфемике и
словообразованию в практике правописания Морфологические
признаки
3.6. Синтаксис. 12 ч. Синтаксис. Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание
(в т.ч. 1 контрольная, как синтаксическая единица, его типы. Простое предложение.
Сложное предложение. Типы предложений по цели высказывания
1 сочинение)
и эмоциональной окраске. Предложения простые и сложные.
Синтаксический анализ предложений. Способы передачи чужой
речи. Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Раздел
4. Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем
и на стыке морфем. Правописание и Ь. Слитные, дефисные и
Правописание:
орфография
и раздельные написания.
пунктуация. 59 ч.
(в т.ч. 1 контрольная
работа)
97 ч.
(в т.ч. 3 диктанта, 3
сочинения,
2
изложение
1
контрольная, 1 зачет )
Тематическое планирование 7 класс
Раздел
учебного
Содержание
предмета,
темы,
количество
часов,
отводимых
на
освоение темы
Раздел
1.
Речь. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи. Основные особенности
разговорной речи, функциональных стилей.
Речевая
Текст как продукт речевой деятельности. Функциональнодеятельность. 5 ч.
смысловое единство и коммуникативная направленность.
Основные особенности научного стиля и устной научной речи.
Тезисы, доклад. Отзыв. Оценка своей и чужой речи с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Основные особенности публицистического стиля и устной
публицистической речи (выступление, обсуждение, интервью).
Функционально-смысловые типы текста. Рассуждение. Тексты
смешанного типа
Раздел 2. Культура Культура речи и ее основные аспекты: нормативный,
коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
речи. 3 ч.
Речевой этикет. Речевой акт и его разновидности. Диалоги разного
характера.
Языковая норма и ее функции. Основные виды норм русского
литературного языка. Вариативность нормы
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Раздел 3. Общие
сведения о языке.
Основные разделы
науки о языке.
3.1. Общие сведения о
языке. 2 ч.
3.2.
Фонетика,
орфоэпия и графика.
4 ч.
(вт.ч. 1 изложение)
3.3. Морфемика и
словообразование. 3
ч.
3.4. Лексикология и
фразеология. 2 ч.
3.5. Морфология. 111
ч.
(в
т.ч.
6
контрольных
диктантов,
5
сочинений,
4
изложения)
3.6. Синтаксис. 2 ч
Раздел
7.
Правописание:
орфография
и
пунктуация. 8 ч. (в
т.ч. 1 контрольный
диктант)
Языковые особенности художественного текста. Основные
изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их
использование в речи. Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык как развивающееся явление.
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Словарный фонетический
диктант. Фонетическая транскрипция. Орфоэпия как раздел
лингвистики.
Основные
нормы
произношения
слов.
Орфоэпический диктант. Ударение, его разноместность.
Изложение по фрагменту из текста.
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка
Морфемный анализ слова. Производящая и производная основы.
Словообразующая морфема. Применение знаний по морфемике и
словообразованию в практике правописания
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение
слова.
Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные
(знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические
и
синтаксические
свойства
каждой
самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки
зрения на место причастия и деепричастия в системе частей
речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные
слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных
частей речи. Основные морфологические нормы русского
литературного языка (нормы образования форм имен
существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Основные синтаксические нормы современного русского
литературного языка.
Орфография. Правописание гласных и согласных на стыке
морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в
простом и сложном предложениях, при прямой речи и диалоге.
Соблюдение основных пунктуационных норм. Применение знаний
по синтаксису в практике правописания. Орфографический анализ
слова и пунктуационный анализ предложения
Тематическое планирование 8 класс
Раздел учебного
Содержание разделов курсов русского языка
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на
освоение темы
Раздел
1.
Речь. Язык и речь. Речевое общение. Формы речи. Основные
особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка
Речевая
художественной литературы. Дискуссия. Реферат. Текст как
деятельность. 3 час
продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство
текста и его коммуникативная направленность: тема, идея, главная
и второстепенная информация.
Раздел 2. Культура Культура речи и ее основные аспекты Речевой этикет. Оценивание
правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи
речи. 2ч.
Раздел 3. Общие Роль языка в жизни человека и общества
сведения о языке. Взаимосвязь языка и культуры.
Основные разделы
науки о языке.
91 час.
3.1. Общие сведения
о языке. 2 ч.
3.2. Морфемика и Морфемика и словообразование Морфемный анализ слова.
словообразование. 2 Словообразовательный анализ слова Применение знаний по
морфемике и словообразованию в практике правописания
ч.
3.3 Морфология. 7 ч. Морфологический анализ слова
(в т.ч. 1 диктант)
Применение знаний по морфологии в практике правописания
Применение знаний по морфологии в практике правописания
Морфологический анализ слова
Слитное и раздельное написание
3.4. Синтаксис. 80 ч. Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как
(в т.ч. 3 диктанта, 3 синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
сочинения,
5 Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и
изложений)
второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого.
Предложения простые и сложные. Структурные типы простых
предложений (двусоставные и односоставные, распространенные –
нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные). Типы односоставных
предложений. Однородные члены предложения, обособленные
члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Сложные предложения.
Способы передачи чужой речи. Диалог.
Синтаксический
анализ
простого
и
сложного
предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость,
смысловая
цельность,
связность,
завершенность).
Внутритекстовые средства связи.
Раздел
4. Орфография. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и
Правописание:
орфография
и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце
пунктуация. 2 ч +7 ч предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой
(в т.ч. 1 диктант)
речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения,
разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ
предложения.
Тематическое планирование 9 класс
Раздел учебного
Содержание
предмета, темы,
количество часов,
отводимых на
освоение темы
уроков
Раздел
1.
Речь. Язык и речь. Речевое общение. Основные особенности
функциональных
стилей
(научного,
публицистического,
Речевая
официально-делового языка, языка художественной литературы
деятельность. 4 ч.
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое
единство и его коммуникативная направленность. Функциональносмысловые типы текста. Речевая ситуация и ее компоненты.
Диалоги разного характера. Овладение различными видами
чтения. Информационная переработка текста. Аннотация.
Раздел 2. Культура Культура речи и ее основные аспекты: нормативный,
коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи
речи. 3 ч.
Языковая норма, ее функции. Виды лингвистических словарей и их
роль в овладении словарным богатством и нормами современного
русского литературного языка. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения. Невербальные
средства общения
Раздел 3. Общие Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык –
сведения о языке. национальный язык русского народа, государственный язык
Основные разделы Российской Федерации и язык межнационального общения
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык
науки о языке.
3.1. Общие сведения в кругу других славянских языков. Историческое развитие
русского языка Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение
о языке. 3 ч.
языков народов России. Русский язык – язык русской
художественной
литературы.
Языковые
особенности
художественного текста.
3.2.
Орфоэпия
и Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы
произношения слов Оценка собственной и чужой речи с точки
графика.
зрения орфоэпических норм. Применение знаний по орфоэпии в
3 ч.
практике правописания..
3.3. Морфемика и Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка.
словообразование. 4 Виды морфем. Нулевая морфема. Словообразующие и
формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
ч.
Морфемный анализ слова. Применение знаний по морфемике и
словообразованию в практике правописания
3.4. Лексикология и Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение
слова. Омонимы. Паронимы. Стилистическая окраска слова.
фразеология. 3 ч.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности
речи.
Основные
лексические
нормы
3.5. Морфология. 3 ч.
(в т.ч. 1 контр.
диктант)
3.6. Синтаксис. 67 ч.
(в т.ч. 2 диктанта, 4
сочинения,
4
изложения)
Правописание:
орфография
и
пунктуация. 9 ч.
(в т.ч. 1 контрольная
работа, 1 изложение)
Речь
и
речевая
деятельность. 2 ч.
Культура речи. 1 ч.
Общие сведения
языке. 3 ч.
о
современного русского литературного языка. Лексический анализ
слова. Понятие об этимологии.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.
Традиционная классификация частей речи. Общекатегориальное
значение, морфологические и синтаксические свойства каждой
самостоятельной части речи.
Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей
речи. Применение знаний по морфологии в практике правописания
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как
синтаксическая единица, его типы. Грамматическая основа. Виды
связи в словосочетании Предложения простые и сложные.
Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства
выражения синтаксических отношений между частями сложного
предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ сложного
предложения. Внутритекстовые средства связи. Основные
синтаксические нормы современного русского литературного
языка (нормы построения сложносочиненного предложения;
нормы построения сложноподчиненного предложения; место
придаточного
определительного
в
сложноподчиненном
предложении; построение сложноподчиненного предложения с
придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части
союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы
построения бессоюзного предложения; нормы построения
предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в
предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по
синтаксису в практике правописания.
Орфография. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Изложение по
тексту Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и
парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания
Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический
анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Основные жанры научного стиля и устной научной речи. Рецензия.
Резюме. Статья. Текст как продукт речевой деятельности. Главная,
второстепенная и избыточная информация.
Основные виды норм русского литературного языка.
Межкультурная коммуникация.
Отражение в языке культуры и истории народа. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национальнокультурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью
лингвистических
словарей.
Языковые
особенности
художественного
текста.
Основные
изобразительновыразительные средства русского языка и речи, их использование
в речи. Основные лингвистические словари. работа со словарной
статьей. выдающиеся отечественные лингвисты.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)